Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2014 по делу n А53-2340/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-2340/2014

10 ноября 2014 года                                                                          15АП-16470/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.

судей  Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.

при участии:

от истца - представитель Гончарова Т.И. по доверенности от 31.10.2014; представитель Цепкова М.С. по доверенности от 31.10.2014;

от ответчика - представитель Мельникова О.В. по доверенности от 14.06.2012;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Гуковпогрузтранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2014 по делу № А53-2340/2014

по иску ЗАО "Гуковпогрузтранс"

к ответчику – ОАО "Российские железные дороги"

о взыскании неосновательного обогащения

принятое в составе судьи Тютюника П.Н.

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "Гуковпогрузтранс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании неосновательного обогащения в размере 108599 руб. 59 коп. (с учетом уменьшения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – т. 2 л.д. 1).

Решением от 23.07.2014 в иске отказано.

Решение мотивировано тем, что в договоре (с учетом протоколов урегулирования разногласий и дополнительных соглашений) сторонами согласовано условие об оплате за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования. Надлежащих доказательств того, что задержка вагонов на путях общего пользования станции Гуково произошла в результате несвоевременной уборки перевозчиком вагонов с путей необщего пользования, истцом не представлено. Акты общей формы, представленные истцом, не соответствуют установленной форме и требованиям к содержанию актов. Задержка вагонов на путях станции Гуково произошла по вине истца, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов. Поскольку плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования правомерно  удержана ответчиком, оснований для взыскания неосновательного обогащения не имеется.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом не дана оценка доводам истца, возражения истца на отзыв ответчика не рассмотрены по существу.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал. Пояснил, что согласно накопительной ведомости взимание платы произведено за занятие инфраструктурой подвижным составом, однако, плата за занятие инфраструктуры не предусмотрена договором.

Представитель ответчика в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 30.07.2009 между сторонами заключен договор на организацию расчетов № 3902/07-09 (т. 1 л.д. 10-15), которым регулируются взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которому осуществляет ЗАО "Гуковпогрузтранс" (клиент).

По дополнительному соглашению от 29.09.2011 в названный договор включен пункт 2.1.11 об обязанности клиента осуществлять оплату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», по документально подтвержденным причинам, не зависящим от перевозчика, в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства № 2 (т. 1 л.д. 17).

В соответствии с дополнительным соглашением № 1/Р от 15.02.2012 к договору на организацию расчетов договор изложен в новой редакции (т. 1 л.д. 22-29). В пункте 2.1.11 договора (в редакции названного дополнительного соглашения) установлена обязанность клиента в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), ОАО «РЖД» взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении № 3 к настоящему договору (т. 1 л.д. 32-33).

Сторонами 01.07.2012 заключен договор № 115/9 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Гуковпогрузтранс» при ст. Гуково СКжд (т. 1 л.д. 48-52) с протоколом урегулирования разногласий (т. 1 л.д. 53-54).

В пункте 20.5 договора установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, в том числе задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, пункта 12 Тарифного руководства № 2. За время задержки вагонов в пути следования, в том числе, на промежуточных станциях плата вносится при условии прибытия задержанных вагонов с нарушением срока доставки груза.

ОАО «РЖД» 15.02.2013 с лицевого счета клиента на основании накопительной ведомости № 130201 (т. 1 л.д. 39-41) списаны денежные средства в сумме 114947 руб. 75 коп. по коду "831" плата за занятие инфраструктуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику (плата за пользование вагонами).

Впоследствии, накопительная ведомость № 130201 скорректирована перевозчиком на сумму 6348 руб. 16 коп., данная сумма восстановлена на лицевом счете клиента (корректировочный счет-фактура – т. 2 л.д. 4).

Полагая, что договором № 115/9 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 01.07.2012 не предусмотрена возможность взыскания платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, кроме того, задержка вагонов на путях общего пользования станции Гуково произошла по причинам, зависящим от перевозчика, ЗАО «Гуковпогрузтранс» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

В статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Исключение из общего правила содержится во втором абзаце названной статьи Устава, которым установлено, что плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

По смыслу изложенной правовой нормы плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика - железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве.

В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

По условиям договора № 115/9 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 01.07.2012 ЗАО "Гуковпогрузтранс" (владелец) осуществляет погрузку, выгрузку грузов на принадлежащем ему ж.д. пути необщего пользования.

В соответствии с пунктом 16 договора № 115/9 от 01.07.2012 на подъездном пути, принадлежащем истцу, осуществляют прием и отправление грузов ряд организаций, в том числе ООО "Южтранс", ОАО "Русский уголь", ЗАО "Русский уголь". В договоре установлен перечень контрагентов, которые осуществляют работу на условиях договора № 115/9 от 01.07.2012. Каких-либо изъятий, либо особенностей относительно порядка подачи, учета и внесения перевозчику соответствующих платежей для контрагентов истца не установлено.

Согласно пункту 5 договора № 115/9 от 01.07.2012 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о подаче вагонов на путь необщего пользования передается приемосдатчику ЗАО "Гуковпогрузтранс" (пункт 6).

В пункте 7 договора № 115/9 от 01.07.2012 перевозчик своим локомотивом подает вагоны на один из выставочных путей, дальнейшее продвижении вагонов осуществляется локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки выгрузки. Вагоны подаются в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, т.е. партиями не более 50 вагонов (пункт 8). Максимальная длина состава при уборке вагонов с ж.д. пути необщего пользования не должна превышать 50 вагонов (пункт 9).

В пункте 13 договора установлен технологический срок оборота вагонов - 9,6 часов на партию из 50 вагонов.

Согласно пункту 20.5 договора за время ожидания подачи или приема вагонов, в том числе задержки вагонов в пути следования, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, пункта 12 Тарифного руководства № 2.

Из приведенных условий договора следует, что максимальная вместимость выставочных путей составляет 50 вагонов, с учетом условий пункта 13 технологический срок оборота вагона составляет 12 минут на один вагон.

В пункте 2.1.11 дополнительного соглашения от 15.02.2012 № 1/Р к договору на организацию расчетов от 30.09.2009 № 3902/07-09 установлено, что за время ожидания, подачи вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам зависящим от клиента, взимается плата в размере определенном в приложении № 3 к договору.

В договорах, заключенных между сторонами отсутствует условие о том, что контрагенты истца осуществляют работу на путях ЗАО "Гуковпогрузтранс" (владелец) с самостоятельным расчетом с перевозчиком за дополнительные услуги. Уведомление о подаче всех вагонов, прибывших как в адрес истца, так и в адрес его контрагентов передается приемосдатчику ЗАО "Гуковпогрузтранс", расстановка вагонов к местам погрузки выгрузки осуществляется локомотивом владельца.

Таким образом, из названных условий заключенных сторонами соглашений следует, что ЗАО «Гуковпогрузтранс» самостоятельно регулирует порядок подачи и выгрузки вагонов, прибывающих как в его адрес, так и в адрес контрагентов, следовательно, невыполнение срока оборота вагонов, явившееся причиной задержки спорных вагонов произошло по вине ЗАО "Гуковпогрузтранс".

Факт нарушения срока оборота вагонов подтверждается предоставленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов (т. 2 л.д. 85-163).

В пункте 1.4 договора № 3902/07-09 от 30.07.2009 установлено, что настоящий договор применяется также к отношениям сторон, возникающим на основе заключенных между сторонами договоров, соглашений, связанных с перевозкой грузов.

Настоящий спор возник из взаимоотношений сторон по договору № 115/9 на эксплуатацию ж.д. пути необщего пользования от 01.07.2012.

Спорная сумма начислена на основании актов общей формы станции Гуково, перечисленных в накопительной ведомости № 130201от 13.02.2013: № 1/551 (т. 1 л.д. 55-56), 1/576 (т. 1 л.д. 67-68), 1/557 (т.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2014 по делу n А32-19840/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также