Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А32-16930/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-16930/2014

27 октября 2014 года                                                                         15АП-16707/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Барановой Ю.И.

судей Ереминой О.А., Чотчаева Б.Т.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.

при участии:

от истца: представитель Деревенец И.В. по доверенности от 14.07.2014 г., паспорт;

от ответчика: представитель Киселева Н.П. по доверенности от 19.12.2013 г., паспорт

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 25.07.2014 по делу № А32-16930/2014 по иску ОАО "Туапсинский морской торговый порт" к ответчику - ОАО "Российские Железные Дороги" о взыскании штрафа принятое в составе судьи Позднякова А.Г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Туапсинский морской торговый порт" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 497 940 руб., а также судебных расходов на уплату госпошлины.

Решением суда от 25.07.2014 с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Туапсинский морской торговый порт" взыскано 248 970 руб. штрафа; а также 12 958,80 руб. судебных расходов на уплату госпошлины. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в спорный период истцом не составлялись акты, удостоверяющие факт и причины задержки подачи вагонов. Ответчиком, в свою очередь, ввиду неисполнения истцом условий договора, составлялись акты общей формы. Вина ответчика отсутствует.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, взаимоотношения между ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее ОАО "ТМТП", Порт) ОАО "РЖД", (далее Ответчик, Перевозчик) основаны на договоре N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги (далее Договор N 85/4).

В мае 2013 на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи находилось 583 вагона с различными грузами.

Станцией Туапсе-Сортировочная передавались порту уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку (номер уведомления указан в графе 5 расчетов штрафа, прилагаемого к исковому заявлению), однако, вагоны Перевозчиком в срок, предусмотренный договором, не поданы.

В связи с нахождением груженых вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная перевозчиком составлялись акты общей формы ГУ-23 (номера актов общей формы указаны в графе 3 расчетов штрафа, прилагаемого к исковому заявлению), которые портом подписаны с возражениями о том, что "ОАО "ТМТП" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 Договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов и не давало отказа об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны", а также, что "вагоны находятся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика, который в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ несет ответственность за задержку подачи указанных в акте вагонов с момента запланированной подачи".

Передача указанных вагонов перевозчиком порту осуществлена по памяткам приемосдатчика (номер памятки приемосдатчика на подачу вагонов указан в графе 8 расчетов штрафа).

В связи с задержкой подачи вагонов ОАО "ТМТП" перевозчику были предъявлены следующие претензии о выплате штрафа за задержку подачи вагонов:

- исх. N 343-ДЖ от 24.06.2013 г. на сумму 258 700 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 08.08.2013 г. за исх. N Юпр-13/2033;

-исх. N 345-ДЖ от 24.06.2013 г. на сумму 4 940 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 08.08.2013 г. за исх. N Юпр-13/2030;

-исх. N 344-ДЖ от 24.06.2013 г. на сумму 2 860 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 08.08.2013 г. за исх. N Юпр-13/2032;

-исх. N 341-ДЖ от 24.06.2013 г. на сумму 125 220 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 08.08.2013 г. за исх. N Юпр-13/2036;

-исх. N 339-ДЖ от 24.06.2013 г. на сумму 83 040 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 08.08.2013 г. за исх. N Юпр-13/2045;

-исх. N 378-ДЖ от 23.07.2013 г. на сумму 18 440 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 28.08.2013 г. за исх. N Юпр-13/2417;

-исх. N 342-ДЖ от 24.06.2013 г. на сумму 3 960 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 08.08.2013 г. за исх. N Юпр-13/2035;

-исх. N 334-ДЖ от 24.06.2013 г. на сумму 780 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 08.08.2013 г. за исх. N Юпр-13/2041.

Общая сумма штрафа по претензиям, предъявленным по факту задержки подачи вагонов, в мае 2013 года составила 497 940 рублей.

В соответствии с пунктом 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования "фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором".

Согласно пункту 5 Договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов "подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за    2 часа до подачи вагонов в Порт. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в Порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 мин после предыдущей, но не позднее 2 часов".

Согласно пункту 17.4. Договора №85/4 "в течение каждой рабочей смены оперативный обмен информацией и взаимодействие по руководству транспортным процессом на станции Туапсе-Сортировочная и на территории Порта осуществляется маневровым диспетчером станции и сменным диспетчером Порта". В соответствии с пунктом 17.6. Договора №85/4 "при отсутствии у Порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом, он дает письменный отказ, который передается диспетчером Порта приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается Портом не позднее, чем за один час до начала приема указанных в отказе вагонов".

Учитывая положения пунктов 5.1. и 5.2. Договора N 85/4, вагоны должны быть поданы через 2 часа после получения Портом факсимильного сообщения о подаче вагонов.

ОАО "ТМТП" не давало отказа в приеме груза.

Доказательством того, что Порт имел возможность приема вагонов и производил их прием, являются представленные к настоящему иску копии графиков занятости выставочных путей, из содержания которых следует, что пути свободны и Порт готов принять вагоны.

Из материалов дела видно, что вагоны, указанные в вышеперечисленных актах общей формы и уведомлениях о времени подачи вагонов на пути порта в срок, предусмотренный договором, не подавались.

На основании вышеизложенного, перевозчик не выполнил обязательства по подаче вагонов, предусмотренные договором N 85/4 на подачу и уборку вагонов, не произвел своевременно подачу вагонов, на которые были переданы уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку.

Сумма штрафа за задержку уборки вагонов подтверждается расчетом, приложенным к исковому заявлению.

Из материалов дела усматривается, что по каждому случаю нарушения сроков уборки вагонов, составлены акты общей формы. Кроме того, нарушение сроков уборки подтверждается памятками приемосдатчика на подачу вагонов.

Пунктом 3.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема. Увеличение при расчете суммы штрафа в два раза основано на части 3 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, где сказано об увеличении размера штрафа в два раза за задержку специализированных вагонов. Поскольку часть убранных с задержкой вагонов осуществляет перевозку зерна и имеет особую конструкцию кузова, загрузочных и разгрузочных устройств, эти вагоны-зерновозы являются специализированными вагонами согласно пункту 4 "Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов насыпью и навалом", утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 19.06.2003 N 22 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 19.06.2003 N 4731).

Согласно абзацу 2 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.

Ответственность за задержку уборки вагонов вытекает из вышеуказанных норм статьи 100 Устава железнодорожного транспорта и пункта 3.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.03.2003 N 26.

В связи с задержкой уборки вагонов портом составлены акты общей формы и на основании статьи 100 УЖТ перевозчику начислен штраф, рассчитанный исходя из периода, прошедшего с момента принятия перевозчиком уведомления порта о готовности вагонов к уборке до момента уборки вагонов, за вычетом нормативного времени уборки.

Доказательств наличия просрочки кредитора со стороны истца ответчик не представил.

Правовая позиция ответчика сводится к тому, что "ОАО "ТМТП" не предоставило документов, подтверждающих вину ОАО "РЖД" в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования", расчет штрафа за задержку подачи вагонов произведен портом на основании имеющихся в материалах дела актов общей формы ГУ-23 №№ 4/4582, 4/4283, 4/4584, 4/4585, 4/4586, 4/4587, 4/4602, 4/4603, 4/4613, 4/4615, 4/4618 от 13.05.13 г., №№ 4/4677,4/4678, 4/4679, 4/4681 от 14.05.13 г., №№ 4/4702, 4/4703, 4/4704, 4/4705, 4/4716, 4/4735 от 15.05.13 г., №№4/4758, 4/4759, 4/4760 от 16.05.13 г., NN 4/4791, 4/4792, 4/4793, 4/4794, 4/4797, 4/4798, 4/4801, 4/4802, 4/4813, 4/4814, 4/4815, 4/4828, 4/4844 от 17.05.13 г., № 4/5319 от 27.05.13 г., №№ 4/4865, 4/4888, 4/4912 от 18.05.13 г., №№ 4/4911, 4/4940 от 19.05.13 г., как указывает истец, составленных "по факту задержки вагонов на путях станции Туапсе". Указанные акты составлены перевозчиком в соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России N 45 от 18.06.2003 года для удостоверения обстоятельств задержки вагонов на станции назначения в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования. ОАО "ТМТП" не согласилось с описанием обстоятельств, в которых указано, что "вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная инфраструктуре ОАО "РЖД" по причинам, зависящим от грузополучателя ОАО "ТМТП", занятости выставочных путей" и подписало указанные акты с возражениями, основанными на пункте 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС России N 26 от 18.06.2003 года, и пункте 17.6. Договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов.

Между тем, в соответствии с указанными пунктами ОАО "ТМТП" не может нести ответственность за задержку подачи вагонов, так как один из выставочных путей в указанное в актах время был свободным и ОАО "ТМТП" не давало отказа об отсутствии возможности принять указанные в акте или другие вагоны. Более того, при нахождении на выставочном пути №5 вагонов станцией Туапсе-Сортировочная через выставочный путь №6 производились подачи вагонов на внутриподъездные пути порта и уборки вагонов на станцию, что доказано графиками занятости выставочных путей. Следовательно, факт невозможности подачи перечисленных в актах вагонов отсутствует, имеет место вина Перевозчика в задержке подачи вагонов.

Из содержания отзыва следует, что согласно пункту 1.8.3. абзац 5 Временной инструкции (на период реконструкции) о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (утв. 28.11.2006 г. начальником Краснодарского отделения СКжд), маневровый диспетчер станции и диспетчер порта согласовывают порядок передачи вагонов, что не соответствует действительности, так как пунктом 5.1. Договора N 85/4 установлено, что "подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в ПОРТ устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 мин после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов прибывших в адрес

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А53-13950/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также