Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу n А53-4263/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-4263/2014

29 сентября 2014 года                                                                       15АП-14163/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чотчаева Б.Т.

судей Величко М.Г. Ковалевой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелконян Р.А.,

при участии представителей:

от истца: представитель не явился, направлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя,

от ответчика: представитель не явился, извещен,

от Правительства Ростовской области: представитель Манацков И.В. (доверенность от 11.09.2014 №4/1478),

от администрации города Таганрога: представитель не явился, извещен,

от Таганрогской городской общественной физкультурно-спортивной организации «Юность Таганрога»: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Таганрога; Правительства Ростовской области        на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 07.07.2014 по делу № А53-4263/2014

по иску общества с ограниченной ответственностью «Формула»          к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области; Администрации города Таганрога; Таганрогской городской общественной физкультурно-спортивной организации «Юность Таганрога»   об установлении кадастровой стоимости участка,   принятое в составе судьи Смольковой А.В.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Формула» (далее – истец, общество) в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ответчик, кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 15 000 кв.м, с кадастровым номером 61:58:0001171:90, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, 2-2, равной рыночной стоимости, а именно 22 530 000 рублей (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Таганрога (далее - администрация), Правительство Ростовской области (далее  - Правительство), Таганрогская городская общественная физкультурно-спортивная организация «Юность Таганрога» (далее - общественная организация).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.07.2014 исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 15 000 кв.м, с кадастровым номером 61:58:0001171:90, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, 2-2 равной его рыночной стоимости в размере 22 530 000 рублей. Обязал кадастровую палату внести сведения в государственный кадастр недвижимости о рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 15 000 кв.м, с кадастровым номером 61:58:0001171:90, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, 2-2 в качестве его кадастровой стоимости.

Не согласившись с указанным судебным актом, третьи лица - администрация, Правительство, обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционных жалобах заявители просят решение суда от 07.07.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Установление решением суда кадастровой стоимости земельного участка и уменьшение в этой связи кадастровой стоимости земельного участка равной 83,1% неизбежно приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет муниципального образования «Город Таганрог». Уменьшение кадастровой стоимости спорного земельного участка существенным образом повлияет на размер арендной платы за пользование данным участком и приведет к уменьшению бюджетных поступлений, в связи с чем, муниципальное образование утратит возможность в полной мере реализовать возложенные на него социальные функции.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Правительство ссылается на то, что истцу принадлежит право аренды на земельный участок с кадастровым номером 61:58:0001171:90, в силу чего у него отсутствует право установления цены продажи земельного участка.

Представители истца, ответчика, третьих лиц - администрации, общественной организации, в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Правительства поддержал доводы своей апелляционной жалобы, представил платежное поручение от 31.07.2014 №464600 об оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001171:90, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, д. 2-2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования в целях строительства мини картодрома, на основании договора аренды от 20.05.2010 №10-257 находящегося в государственной собственности земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, заключенного сроком до 26.04.2035 (далее - договор аренды, л.д. 11-13).

Арендодателем спорного земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001171:90, переданного обществу на основании договора аренды является Комитет по управлению имуществом города Таганрога.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001171:90, составляет 133 305 750 рублей.

Указанные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от 06.11.2009 №61/001/09-568829 (л.д. 14-15).

Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка значительно превышает ее рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как арендатора земельного участка, истец обратился в суд с иском по настоящему делу.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №35-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 №346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 №913/11, положения главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 №167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.

При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель в процессе государственной кадастровой оценке земель проводится оценочное зонирование территорий. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

В соответствии с постановлением Главы Администрации Ростовской области от 25.04.2008 №163 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.

Во исполнение пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства от 08.04.2000 №316, Управление Роснедвижимости по Ростовской области был заключен государственный контракт от 20.04.2007 №2 на выполнение работ по государственной оценки земельных участков с ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице филиала.

Судом первой инстанции установлено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу n А32-25035/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также