Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 по делу n А32-4612/2008. Изменить решение

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-4612/2008-28/127

27 января 2009 г.                                                                                15АП-4647/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 января 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Смотровой Н. Н., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.

при участии:

от заявителя: председатель ТСЖ Ухалова Надежда Федоровна паспорт 03 03 439563 выдан 28.09.2002 Пом ОВД Хостинского района г. Сочи Краснодарского края,

от заинтересованного лица и третьего лица: представители не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ «Надежда»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 07.05.2008г. по делу № А32-4612/2008-28/127

по заявлению ТСЖ «Надежда»

к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (в г. Сочи)

при участии третьего лица Администрации г. Сочи

о признании незаконными действий,

принятое в составе судьи Данько М.М.,

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ "Надежда" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (в г. Сочи) о признании незаконными действий ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю (в г. Сочи) и обязании ТУ ФАУФИ по КК (в г. Сочи) сформировать и предоставить бесплатно в собственность ТСЖ «Надежда» земельный участок площадью 7 403 кв.м, расположенный в районе дома №15 по ул. Звездной Хостинского района г. Сочи.

Решением суда от 09.06.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что товариществом представлен не весь пакет документов, утвержденный приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 г. №370, в связи с чем для ТУ ФАУИ не наступили условия для совершения действий по предоставлению земельного участка товариществу, а кроме того, в силу ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте и не могут предоставляться в собственность юридических лиц.

Не согласившись с принятым решением, ТСЖ «Надежда» обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что с ноября 2005 г. ТСЖ безрезультатно обращалось в органы государственной власти и местного самоуправления по вопросу формирования земельного участка занимаемого многоквартирным домом, однако до настоящего времени участок не сформирован и не предоставлен в собственность гражданам. Данный дом является государственной собственностью, в связи с чем предоставление земельного участка под ним находится в компетенции ТУ ФАУФИ по КК (в г. Сочи), которое отказало ТСЖ в приватизации участка со ссылкой на отсутствие права приобретения в собственность участка, находящегося на землях особо охраняемых природных территорий. Заявитель жалобы в обоснование незаконности данного вывода, а также аналогичного вывода суда первой инстанции ссылается на положения ч.2 ст. 36 Земельного кодекса РФ и части 3, 4, 5, 7 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по КК в г. Сочи и Администрация г. Сочи отзывы на апелляционную жалобу не представили, в заседание апелляционного суда представители заинтересованного лица и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не явились.

Рассмотрение дела откладывалось по ходатайству ТСЖ «Надежда» в целях предоставления сторонам времени для мирного урегулирования спора (товарищество представляло в суд доказательства обращения в администрацию г. Сочи с заявлением о формировании и кадастровом учете земельного участка под жилым многоквартирным домом товарищества).

В судебном заседании представитель ТСЖ пояснила, что на обращение товарищества в администрацию г. Сочи не последовало положительного результата, поддержала доводы жалобы и просила решение суда отменить.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ТСЖ «Надежда», арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, решением собственников квартир в многоквартирном доме по ул. Звездная, 15 в г. Сочи от 15.06.2005 г. создано ТСЖ «Надежда».

04.02.2008 г. ТСЖ «Надежда» обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по КК (в г. Сочи) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 7 403 кв.м по адресу г. Сочи, Хостинский район, ул. Звездная, 15 (под указанным выше многоквартирным домом). 

Письмом от 27.02.2008 г. №10-10/278 за подписью руководителя Сочинского представительства Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю отказало товариществу в удовлетворении его заявления, указав, что испрашиваемый товариществом участок находится в границе округов санитарной охраны курорта г. Сочи, а действующее законодательство не предусматривает возможности приобретения в собственность участков, расположенных в границах курортов. ТУ Росимущества в указанном письме сделало вывод об отсутствии у ТСЖ «Надежда» права на приватизацию испрашиваемого товариществом участка и указало на возможность приобретения товариществом соответствующего имущества в аренду.

Считая отказ  Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по КК (в г. Сочи) в приобретении права собственности на земельный участок незаконным, ТСЖ «Надежда» оспорило его в судебном порядке.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных товариществом требований.

Данный вывод признается судом апелляционной инстанции ошибочным.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 2 статьи 201 АПК РФ в качестве необходимого условия для удовлетворения соответствующих требований также закрепляет несоответствие оспариваемых актов (действий, бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Отказывая в удовлетворении требований ТСЖ «Надежда», суд первой инстанции исходил из того, что товариществом представлены не все утвержденные Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 г. №370 документы.

Между тем, применение положений данного Приказа к правоотношениям по настоящему делу является ошибочным, поскольку отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по КК в (г. Сочи) в предоставлении товариществу «Надежда» земельного участка мотивирован иными обстоятельствами (отсутствием у товарищества права на приобретение участка в собственность), на представление неполного пакета документов территориальный орган Росимущества не ссылается.

Оценивая обоснованность заявленных ТСЖ «Надежда» требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое товариществом действие территориального отдела Роснедвижимости в виде отказа (выраженного в письме от 27.02.2008 г. №10-10/278) в признании права товарищества на предоставление собственникам помещений многоквартирного дома земельного участка, занимаемого данным домом, не соответствует законодательству РФ.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В пункте 2 данной статьи указано, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, обращение Ухаловой Н.Ф. как лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений многоквартирных домов расположенных в г. Сочи по ул. Звездной, 15, произведено на основании ч.3 ст. 16 ФЗ №189-ФЗ и ст. 36 Земельного кодекса РФ, а в силу норм приведенных выше статей собственники помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Звездной, 15 в г. Сочи имеют право на приобретение бесплатно в общую долевую собственность земельного участка, занимаемого соответствующим домом и необходимого для его эксплуатации.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана), который в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пункт 7 статьи 36 Кодекса (в редакции от 08.11.2007 г., действующей на момент спорных правоотношений), устанавливает, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно пункту 8 статьи 36 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании указанного проекта за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

Из материалов дела следует, что

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 по делу n А53-9205/2008. Разрешить вопрос по существу (ч.5 ст.270, ст. 272 АПК)  »
Читайте также