Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу n А32-15742/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-15742/2008-59/159

20 января 2009 г.                                                                                   15АП-7856/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 января 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шимбаревой Н.В.

судей Е.В. Андреевой, И.Г. Винокур

при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.

при участии:

от заявителя:  Дятлов С.Г. по доверенности от 12.01.2009 г. №01-2009;

от заинтересованного лица: не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГРАС"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2008 г.  по делу № А32-15742/2008-59/159

по заявлению ООО  "ГРАС"

к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску

о признании незаконным решения №32474 от 29.05.2008 г.

принятое в составе судьи Гонзус И.П.

УСТАНОВИЛ:

ООО "Ларс Крогиус Шиппинг Эдженси" (далее – ООО "ГРАС", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее – инспекция) о признании недействительным решение № 32474 от 29.05.08. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 30.09.2008 г.  в   удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что сумма агентского вознаграждения подлежала обложению НДС, так как местом реализации услуг является территория Российской Федерации. В целях главы 21 Кодекса место реализации услуг, оказанных морским судам, зависит от места нахождения судна. Подпункт 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит применению, поскольку общество оказывало услуги по организации обработки и обслуживания морских судов на основании агентских договоров.

Не согласившись с указанным решением, ООО "ГРАС" обратилось с апелляционной жалобой. Податель жалобы полагает, что заявителем оказывались услуги морского агентирования для иностранной организации, следовательно, указанные услуги не могут быть отнесены к услугам оказанным на территории Российской Федерации. Поскольку местом реализации услуг не считается территория Российской Федерации, то денежные средства, полученные заявителем за оказание агентских услуг иностранной организации не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Заявителя вправе применить льготу по пункту 23 статьи 149 НК РФ.

В судебное заседание представитель налоговой инспекции не явился. В тексте отзыва на апелляционную жалобу изложено ходатайство налоговой инспекции о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие  ее представителя. Ходатайство судом удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.

В судебном заседании Представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией с 01.04.2008 года по 18.04.2008 года в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации проведена камеральная проверка представленной заявителем налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2007 года.

В ходе камеральной проверки установлено, что заявителем неправомерно не включены в состав налогооблагаемой базы по НДС денежные средства в сумме 344685 рублей, полученные заявителем за оказание иностранной организации услуг по морскому агентированию на территории Российской Федерации, что является нарушением пункта 3 статьи 163 НК РФ. Результаты проведенной камеральной проверки отражены в акте № 12678 от 18.04.2008 года.

По результатам проведенной камеральной проверки вынесено решение № 32474 от 29.05.2008 года, на основании которого заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа 12397,80 рублей, заявителю начислены пени за неуплату НДС в сумме 4556,67 рублей и начислен к уплате НДС за 3 квартал 2007 года в сумме 62043 рублей.

Инспекция признала объектом налогообложения агентское вознаграждение, полученное обществом за оказанные иностранному лицу компанией «NOVODEL S.A.» агентские услуги для морских судов, прибывающих на территорию Российской Федерации в порт Новороссийск, на основании агентского соглашения № 001/07/05 от 15.07.05 (л.д.14-18).

Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель  в порядке ст.137-138 НК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения.

На основании подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

В соответствии со статьей 232 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.

Договор морского агентирования является отдельным видом агентского договора, принципалом по которому является судовладелец, а морской агент выполняет обязательства, специфика которых продекларирована в статье 237 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Согласно статье 237 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

Из системного анализа ст.232 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и ст. 1005 ГК РФ следует, что договор морского агентирования по своей сути является одной из разно­видностей агентского договора, следовательно, к нему применяются нормы главы 52 ГК РФ, регулирующие агентирование.

Ряд обязательств, предметом которых является услуга, выделен законодателем в Гражданском кодексе Российской Федерации в самостоятельные виды гражданско-правовых обязательств. Поэтому, исходя из принципа правовой экономии в пункте 2 статьи 779 Кодекса установлено правило о неприменении норм главы 39 "Возмездное оказание услуг" Кодекса ко всем обязательствам по оказанию услуг, самостоятельно урегулированным в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно статье 1011 Кодекса к агентским правоотношениям могут применяться правила глав 49 "Поручение" или 51 "Комиссия" Кодекса.

Предметом перечисленных в пункте 7 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации договоров комиссии, поручения и агентирования является возмездное оказание посреднических нематериальных услуг.

Исходя из вышеизложенного, агентский договор по своей правовой природе является частным слу­чаем (одним из подвидов) договора возмездного оказания услуг. В ст. 149 НК РФ законодатель из общего перечня договоров оказания услуг исключил три подвида таких договоров: поручение, комиссию и агентские договоры.

Таким образом, в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат об­ложению налогом на добавленную стоимость услуги по обслуживанию морских судов и су­дов внутреннего плавания, за исключением услуг, оказанных при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поруче­ния, договоров комиссии либо агентских договоров.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в отношении услуг по обслуживанию судов, оказанных на основе агент­ских договоров, не подлежит применению пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Довод общества о том, что место реализации услуг, связанных с морскими судами, зависит от места нахож­дения судна, подлежит отклонению.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признают­ся  операции  по  реализации  товаров  на  территории  Российской  Федерации.  Порядок определения места реализации работ в целях применения налога на добавленную стоимость  установлен нормами ст. 148 НК РФ.

Так, на основании пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации услуг, оказываемых по договору морского агентирования, оп­ределяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги.

П. 2 ст. 148 НК РФ установлено, что местом осуществления дея­тельности организации, оказывающей указанные услуги, признается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

Ссылка заявителя на подпункт 4 рассматриваемой статьи необоснованна, поскольку заявитель не оказывает услуг, названных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

Доказательств того, что услуги оказывались за пределами территории Российской Федерации обществом не представлено.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

Довод общества о том, что правила подпункта 2 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации применяются только к монтажу, сборке, переработке, обработке, ремонту и техническому обслуживанию, основаны на неверном толковании указанной нормы. Исходя из буквального смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 148 Кодекса, приведенный в нем перечень работ (услуг) не является исчерпывающим.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что местом реализации ус­луг, оказываемых налогоплательщиком на основании договоров морского агентирования, является территория Российской Федерации.

В соответствии с  п. 1 статьи 156 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой по НДС, в данном случае, является сумма дохода, полученная обществом в виде вознаграждения по агентскому договору с судовладельцев.

Инспекция обосновано признала объектом налогообложения агентское вознаграждение, полученное обществом за оказанные иностранному лицу компанией «NOVODEL S.A.» агентские услуги для морских судов, прибывающих на территорию Российской Федерации в порт Новороссийск, на основании агентского соглашения № 001/07/05 от 15.07.05 г. Суммы агентского вознаграждения подтверждены представленными в материалы документами, согласно имеющимся в деле счетам-фактурам за период 3 квартал 2007 г. обществом получено вознаграждение в сумме 13350 долларов США.

Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующее.

Статьей 111 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности.

К разъяснениям, о которых указано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111  Налогового кодекса Российской Федерации, как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.2005 N 5 "О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", следует также относить письменные разъяснения руководителей федеральных министерств и ведомств, а также их уполномоченных на то должностных лиц.

Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Суд

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу n А53-12060/2004. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также