Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А53-9041/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-9041/2008-С3-17 05 ноября 2008 г. 15АП-6697/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2008 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Величко М.Г. судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потаповой С.С. при участии: от истца: представитель Насирова А.М. по доверенности от 09.01.2008г. № 1 от ответчика: представитель Карапетян Ш.А. по доверенности от 13.05.2008г. от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказской железной дороги»: представитель Стефановская М.А. по доверенности от 21.12.2007г. № НЮ-10/1160 от открытого акционерного общества «Саратовский НПЗ»: не явился, извещен (уведомление № 92694) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 августа 2008г. по делу № А53-9041/2008-С3-17 по иску закрытого акционерного общества "ТНК Юг Менеджмент" к ответчику федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказской железной дороги» при участии третьего лица открытого акционерного общества «Саратовский НПЗ» о взыскании ущерба в размере 612113,08 рублей, принятое в составе судьи Романцева Г.В., УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество «ТНК Юг Менеджмент» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге (далее – охрана), открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказской железной дороги" (далее – дорога) о взыскании убытков в размере 612113,08 рублей. В ходе рассмотрения спора истец в предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке отказался от исковых требований к дороге. Отказ принят судом. Производство по делу в части исковых требований к дороге прекращено. По ходатайству истца открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказской железной дороги» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Решением от 21.08.2008г. исковые требования удовлетворены. С федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге в пользу истца взыскано 612113,08 рублей ущерба. Решение мотивировано тем, что груз следовал в сопровождении ведомственной охраны, следовательно, она должна нести ответственность за причиненный ущерб. В соответствии со статьей 118 Устава железнодорожного транспорта перевозчик освобождается от ответственности за недостачу груза, если перевозка осуществлялась в сопровождении грузоотправителя или грузополучателя. Довод охраны о том, что общество не является стороной договора на сопровождение и охрану вагонов, отклонен судом первой инстанции со ссылкой на то, что указанный договор заключен в пользу общества – собственника груза, имеющего право требовать от охраны исполнения обязательства в свою пользу. Не согласившись с указанным судебным актом, федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге обратилось с апелляционной жалобой в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе охрана просит решение отменить, мотивируя свои требования тем, что поскольку договор на охрану груза № 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004 заключен между охраной и грузоотправителем - ОАО «Саратовский НПЗ», истец стороной по договору не является, следовательно, не вправе предъявлять требования по указанному договору. Правом требования возмещения ущерба обладает заказчик услуг - ОАО «Саратовский НПЗ». Условие об ответственности охраны перед третьими лицами в договоре отсутствует. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным. Представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказской железной дороги» не согласился с доводами апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным. Открытое акционерное общество «Саратовский НПЗ», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило, направило отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство принято судом. В связи с изложенным, третье лицо считается извещенным надлежащим образом, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего. Как следует из материалов дела, между отправителем груза ОАО «Саратовский НПЗ» и ФГП «ВО ЖДТ РФ» заключен договор 8/НОР-1/521-22/04-1197 от 03.11.2004, согласно которому ОАО «Саратовский НПЗ» (заказчик) поручает, а ФГП «ВО ЖДТ РФ» принимает на себя обязательства по сопровождению и охране вагонов (контейнеров) с грузами, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей от 18.06.2003 № 38, а также Положением о филиале (отряде) ФГП ВО МПС России. В пункте 1.3 стороны определили, что вагоны (контейнеры) с грузами принимаются под охрану после оформления в установленном порядке перевозочных документов. Непосредственная передача вагонов (контейнеров) с грузами заказчиком охране и охраной заказчику осуществляется по наружному осмотру, наличию и соответствию перевозочным документам номеров запорно-пломбировочных устройств и оформляется актом передачи вагонов (контейнеров). Порядок сопровождения и охраны вагонов (контейнеров) с грузами установлен в пункте 2.2 договора. В пункте 4.3 договора указано, что охрана не несет ответственности за материальный ущерб при утрате и повреждении груза вследствие аварии, крушения или иных виновных действий перевозчика. В случае неисполнения ведомственной охраной своих обязанностей по договору, повлекшее хищение груза, ведомственная охрана возмещает стоимость похищенного груза на основании обоснованной письменной претензии, с приложением подтверждающих документов и при необходимости коммерческого акта, направленных охране не позднее 30 дней с момента подписания акта передачи с грузополучателем (пункт 4.5 договора). В соответствии с пунктом 5.1 договора отношения сторон по приему (сдаче) вагонов (контейнеров) с грузами на путях необщего пользования регулируются договором № 59 от 01.04.2006. По железнодорожной накладной № ЭЬ 904471 (л.д. 28) со станции отправления Нефтяная Приволжская на станцию назначения - Морозовская СКЖД в адрес ЗАО «ТНК Юг Менеждмент» 06.12.2006 отправлена в т.ч. вагоно-цистерна № 74858853 с нефтепродуктами с исправным запорно-пломбировочным устройством с оттиском «Спрут 777» ПРВ № 9145550. Как установлено судом, на станции имени М. Горького Приволжской железной дороги, цистерна № 74858853 была задержана для комиссионного взвешивания. В результате комиссионного взвешивания (коммерческий акт от 10.12.2006г. № ПРВ 0600049/70, л.д.36-37) было установлено, что вес брутто цистерны в действительности составляет 40200 кг., тара с вагона – 26100 кг., нетто – 14100 кг., тогда как по документам значится: вес брутто цистерны 78339 кг., тара – 26100 кг., нетто – 52239 кг. Судом также установлено, что на станции имени М. Горького Приволжской железной дороги, 12.12.2006 г. по результатам наружного осмотра цистерны № 74858853 комиссией с участием представителей грузоотправителя и перевозчика был составлен акт (л.д.111-112), в котором имеется особое мнение представителей грузоотправителя о том, что запорно-пломбировочное устройство «Спрут 777» ПРВ № 9145550 имеет видимые повреждения, замазанные веществом белого цвета, отличающимся от цвета корпуса запорно-пломбировочного устройства; длина тросиков запорно-пломбировочного устройства составляет 47 см., что на 3 см. короче стандартной длины; пломба «Клипсил» сорвана, пломба ЗАО «Росинспекторат» отсутствует. Отправительское запорно-пломбировочное устройство "Спрут 777" ПРВ № 9145550 заменено на запорно-пломбировочное устройство попутной железнодорожной станции имени М. Горького, Приволжской железной дороги "Спрут 777" ПРВ № 4458696. Груз в цистерне № 74858853 прибыл на станцию Морозовская Северо-Кавказской железной дороги, цистерна подана под разгрузку 17.12.2006 г. В приемо-сдаточном акте от 17.12.2006г. № 1283 (л.д.35) передачи вагонов, контейнеров с грузами при сменном сопровождении и охране их уполномоченными представителями грузоотправителей, грузополучателей, указано, что цистерна № 74858853 принята за исправным запорно-пломбировочным устройством, однако, в результате осмотра недостача составила 38100 кг. При комиссионном вскрытии цистерны № 74858853 и проведении замеров установлено, что сверхнормативная недостача составляет 38100 кг. В комиссионной приемке участвовали представители грузополучателя, перевозчика, ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации. Данный факт отражен в акте № МО-120 приемки нефтепродуктов по количеству от 17.12.2006 г. (л.д.39) Указанными актами зафиксирован факт недостачи бензина при приемке и осмотре цистерны № 74858853 (пломба с контрольным знаком "Спрут 777" ПРВ № 4458696) в количестве 38100 кг. Согласно экспертному заключению от 21.12.2006 г. № 196 Второго отделения Экспертно-криминалистического центра Приволжского УВД на транспорте Волгоградского линейного УВД на транспорте, запорно-пломбировочное устройство "Спрут 777" ПРВ № 9145550 подвергалось повторному наложению после первоначального путем разделения троса у исходного отверстия; затем фрагмент троса, оставшийся в отверстии, высверливался, и свободный конец троса был вновь вставлен в исходное отверстие корпуса запорно-пломбировочного устройства и зафиксирован при помощи полимерного вещества. Изменений первоначального содержания в цифровых обозначениях номера запорно-пломбировочного устройства не выявлено. Полагая, что охрана обязана возместить стоимость недостающего груза, ЗАО «ТНК Юг Менеджмент» направило ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» письмо от 09.01.2007 г. № 12 (л.д.54), в котором просило возместить убытки в сумме 612113,08 рублей. Охрана оставило письмо без удовлетворения. Считая, что спорные правоотношения возникли из договора перевозки груза и ответственность должна быть возложена на охранное предприятие, сопровождающее груз, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя требования истца за счет ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В соответствии с пунктом 1 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 38 сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана МПС России и иных федеральных органов исполнительной власти. В силу пункта 3.2 Положения о порядке охраны объектов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного Министерством путей и сообщения Российской Федерации от 06.10.2001 № ЦУО-859, при приеме под охрану вагонов с взрывчатыми материалами обращается особое внимание на исправность кузова вагона (пола, обшивки, стен, крыши, дверей, люков), наличие и исправность ЗПУ, закруток и пломб. Согласно пункту 7 указанных Правил в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей, ответственность за сохранность перевозимых грузов несут уполномоченные грузоотправителем лица, которые сопровождали груз. В соответствии со статьей 36 Устава железнодорожного транспорта грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз в соответствии с заключенным договором поставки с грузоотправителем и получить транспортную железнодорожную накладную, предъявив для этого необходимую документацию. Право распоряжения грузом возникает у грузополучателя с момента получения транспортной железнодорожной накладной. Из материалов дела следует, что вагоно-цистерна № 74858853 прибыла на станцию назначения в сопровождении охраны с недостачей груза – 38100 кг. Факт принятия груза под охрану подтверждается железнодорожной накладной № ЭЬ 904471 и ответчиком не оспаривается. Охрана не представила доказательств отсутствия вины в несохранной перевозке, принятия всех мер для исполнения своих обязательств надлежащим образом по договору № 8/НОР-1/521-22/04-1197 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А32-7554/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|