Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по делу n А32-18763/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/аПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-18763/2007-51/391 16 мая 2008 г. 15АП-1640/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2008 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Золотухиной С.И. судей Ткаченко Т.И., Смотровой Н.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю. при участии: от заявителя: конкурсный управляющий Зинченко Николай Георгиевич, бухгалтер МУП ЖКХ Зинченко Валентина Владимировна, от заинтересованного лица: представитель Жиляев Даниил Вячеславович по доверенности от 24.09.2007 г., от третьего лица: заместитель директора Толстиков Владимир Петрович, по доверенности от 01.04.2008 г. №321, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП ЖКХ Успенского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2008г. по делу № А32-18763/2007-51/391 по заявлению конкурсного управляющего МУП ЖКХ Успенского района к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования Успенский район при участии третьего лица Муниципального унитарного предприятия «Ресурс» о признании незаконным постановления Администрации, принятое в составе судьи Базавлук И.И. УСТАНОВИЛ: Конкурсный управляющий МУП ЖКХ Успенского района обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Успенский район о признании незаконным постановления главы муниципального образования от 04.09.2006 г. №424. Решением суда от 07.02.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем пропущен срок на оспаривание ненормативного акта, ходатайства о восстановлении данного срока не заявлено, обоснование уважительности причин пропуска срока не представлено. Не согласившись с принятым решением, конкурсный управляющий МУП ЖКХ Успенского района обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд не дал оценку доводам заявителя о несоответствии оспариваемого акта требованиям Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а пропуск срока, установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ, не является пропуском срока исковой давности. В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования Успенский район просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что срок, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, заявителем пропущен, что в силу ч.2 ст. 199 АПК РФ является основанием к отказу в иске. Кроме того, заинтересованное лицо указывает, что горелки никогда в хозяйственное ведение МУП ЖКХ не передавались, в момент их установки на котельные последние находились в хозяйственном ведении МУП «Ресурс». Определением от 07.05.2008 г. апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие «Ресурс», в связи с чем рассмотрение дела откладывалось. В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо поддержало позицию администрации муниципального образования, указав, что спорные горелки были приобретены за средства бюджета района для модернизации котельных, не были закреплены за МУП ЖКХ, а находились в нем на хранении. Впоследствии были взяты со склада и поставлены на забалансовый счет МУП «Ресурс» и установлены в котельных. Просит решение суда оставить без изменения. В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали изложенные выше доводы. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, МУП ЖКХ (муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства) Успенского района создано администрацией Успенского района Ростовской области в целях оказания населению жилищно-коммунальных услуг, в том числе по производству и реализации тепловой энергии (раздел 2 устава). Имущество предприятия является муниципальной собственностью и находится у него в хозяйственном ведении (раздел 3 устава) (л.д. 24-27). Постановлением Главы администрации Успенского района от 13.08.2004 г. №417/1 из муниципального бюджета МУП ЖКХ Успенского района выделены денежные средства в сумме 1 797 229 руб., поступившие в распоряжение предприятия, для приобретения у ЗАО «Завод Старорусприбор» 23 газовых установок муниципальных котельных. Указанное имущество приобретено МУП ЖКХ Успенского района на основании договора поставки №124-П от 15.07.2004 г. (л.д. 8, 10-12) и зачислено на баланс предприятия. Постановлением от 04.09.2006 г. №424 и.о. главы администрации муниципального образования Успенский район газовые установки балансовой стоимостью 1 797 228, 50 руб. закреплены на забалансовый счет МУП «Ресурс» администрации муниципального образования Успенский район (л.д. 7). Решением арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2006 г. по делу №А32-9601/2006-27/282-Б МУП ЖКХ Успенского района признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство. В ходе указанной процедуры в целях формирования конкурсной массы конкурсный управляющий МУП ЖКХ оспорил в судебном порядке постановление и.о. главы администрации муниципального образования Успенский район №424 от 04.09.2006 г. об изъятии имущества (газовых установок) и передаче его МУП «Ресурс». Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил лишь из пропуска управляющим установленного ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока для оспаривания ненормативного правового акта. Между тем, данный вывод суда является необоснованным и сделан без учета всех обстоятельств дела. Как указано выше, спорное имущество приобретено МУП ЖКХ на основании договора поставки №124-П от 15.07.2004 г. за счет денежных средств, выделенных администрацией Успенского района предприятию ЖКХ постановлением главы администрации от 13.08.2004 г. №417/1 и поступивших в распоряжение предприятия на его расчетный счет по платежным поручениям №1128 от 07.09.2004 г., №1045 от 24.08.2004 г., №1015 от 17.08.2004 г. (т.2 л.д. 17-19). Оплата за спорные установки произведена поставщику предприятием ЖКХ платежными поручениями №171 от 08.09.2004 г., №162 от 17.08.2004 г., №164 от 24.08.2004 г. (т.2 л.д. 14-16). Утверждая, что имущество приобретено за счет средств муниципального бюджета и документального оформления передачи МУП ЖКХ соответствующего имущества на праве хозяйственного ведения не производилось, администрация Успенского района полагает, что газовые установки МУП ЖКХ Успенского района никогда не передавались, а являются муниципальной собственностью. Однако данная позиция администрации противоречит приведенному выше постановлению главы администрации №417/1. Денежные средства, переданные администрацией Успенского района МУП ЖКХ для приобретения оборудования, необходимого для деятельности предприятия, по сути представляют собой инвестиции в смысле ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», то есть безвозмездное наделение собственником иного лица имуществом (денежными средствами) с целью извлечения прибыли либо достижения иного полезного эффекта. При этом по смыслу положений названного Закона №39-ФЗ полученные хозяйствующим субъектом (в настоящем случае – МУП ЖКХ) от инвестора (администрации) денежные средства составляют имущество самого предприятия, а не инвестора. Таким образом, с учетом содержания постановления №417/1 о выделении МУП ЖКХ денежных средств для приобретения 23 газовых установок для котельных, текста договора поставки №214-П от 15.07.2004 г., спецификации к нему и бухгалтерской документации, подтверждающей факт приобретения МУП ЖКХ спорного имущества за счет выделенных по постановлению №417/1 денежных средств (т.1 л.д. 13-17, 143-148, т.2 л.д. 12-19), а также содержания раздела 3 Устава МУП ЖКХ, устанавливающего, что имущество предприятия является муниципальной собственностью и находится у него в хозяйственном ведении, суд апелляционной инстанции считает, что МУП ЖКХ было фактически наделено администрацией Успенского района спорным имуществом (23 газовыми установками) на праве хозяйственного ведения с целью осуществления уставной деятельности предприятия. Данное обстоятельство подтверждается также содержанием бухгалтерского баланса предприятия на 1.10.2004 г. и на 1.01.2008 г., в котором спорное имущество отражено в стр. 210 (211) (т.1 л.д. 134-135, 138-140). В этой связи оспариваемое управляющим МУП ЖКХ постановление главы администрации Успенского района от 04.09.2006 г. №424 представляет собой не просто распоряжение администрации о передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности, муниципальному унитарному предприятию «Ресурс» (как полагают заинтересованное лицо и третье лицо по настоящему делу), а односторонний акт муниципального органа об изъятии соответствующего имущества у МУП ЖКХ Успенского района, в хозяйственном ведении которого оно фактически находилось, без формального оформления такого изъятия. Ссылка администрации Успенского района на письмо от 05.09.2006 г. №02-01/17/228 (л.д. 9), в тексте которого указано на необходимость передачи МУП ЖКХ предприятию «Ресурс» 23 газовых установок балансовой стоимостью 1 797 228, 50 руб. в связи с окончанием срока действия договора об ответственном хранении, не имеет под собой правовых оснований, поскольку соответствующего договора, заключенного между МУП ЖКХ и администрацией МО Успенский район, в материалы дела сторонами не представлено и, как пояснил в судебном заседании представитель МУП ЖКХ, никогда не заключалось. При рассмотрении вопроса о возможности оспаривания распоряжения собственника об изъятии имущества, переданного должнику в хозяйственное ведение (в том числе, если указанные действия совершены в целях уклонения от уплаты долгов, сокрытия имущества от кредиторов), следует исходить из того, что такое распоряжение является гражданско-правовой сделкой, поскольку отношения между собственником и унитарным предприятием по поводу наделения имуществом имеют гражданско-правовой характер (статья 154 Гражданского кодекса Российской Федерации). То обстоятельство, что действия и решения уполномоченных органов по изъятию имущества (являющиеся по сути сделками) оформляются этими органами в виде ненормативных актов, не влечет изменение процессуального производства с искового на административное при оспаривании самого изъятия (независимо от того, выражено оно лишь в акте приема-передачи, постановлении, распоряжении или ином документе). Таким образом, вывод суда первой инстанции о пропуске конкурсным управляющим МУП ЖКХ Успенского района специального процессуального срока (не являющегося сроком исковой давности), предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является ошибочным, поскольку оспариваемое постановления главы администрации следует рассматривать как сделку по изъятию у предприятия имущества, которая должна соответствовать нормам действующего законодательства. В соответствии с частью 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Основания прекращения права собственности установлены законом. В силу части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от прав собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 Кодекса). При отсутствии у предприятия возможности осуществлять задачи, определенные уставом, собственник вправе решить вопрос о прекращении деятельности предприятия путем его ликвидации или реорганизации до изъятия имущества из его хозяйственного ведения, а если стоимость имущества предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно могло быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (вследствие признания его несостоятельным (банкротом). В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным. Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по делу n А53-800/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|