Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу n А32-31285/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-31285/2009

28 апреля 2010 г.                                                                                15АП-3665/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Авдониной О.Г.,

судей Барановой Ю.И.,  Ильиной М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного учреждения «Сочинский национальный парк»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 22 января 2010 года по делу № А32-31285/20099

по иску первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю

к ответчикам обществу с ограниченной ответственностью «Венера», федеральному государственному учреждению «Сочинский национальный парк», Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю

о признании недействительным договора аренды,

принятое в составе судьи Данько М.М.., арбитражных заседателей Климана Ю.А., Богатырева Р.В.,

УСТАНОВИЛ:

первый заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор города Сочи (далее - прокурор) обратился в интересах Российской Федерации в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Венера» (далее – ООО «Венера»), федеральному государственному учреждению «Сочинский национальный парк» (далее – национальный парк), Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю о признании:

               - недействительным (ничтожным) договора №9/34 от 22.01.2007 аренды земельного участка площадью 0,118га с кадастровым номером 23:49:05 09 000:0053, расположенного в квартале 73, выдел 45 Мацестинского лесничества Федерального государственного учреждения «Сочинский национальный парк»,  заключенного ФГУ «Сочинский национальный парк» и ООО «Венера»,

               - недействительным зарегистрированного 25.04.2008 права аренды по договору №9/34 от 22.01.2007,

               - о применении последствий недействительности сделки, обязав ООО «Венера» возвратить федеральному государственному учреждению «Сочинский национальный парк» земельный участок площадью 0,118га с кадастровым номером 23:49:05 09 000:0053, расположенный в квартале 73, выдел 45 Мацестинского лесничества.

               Исковые требования мотивированы тем, что переданный в аренду земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения и является федеральной собственностью, расположен в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения; на момент заключения спорного договора аренды полномочия федерального собственника в отношении данного земельного участка осуществляло Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Краснодарскому краю, ГУ «Сочинский национальный парк» утратил право предоставлять в аренду земельные участки из земель национального парка с момента вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года. 

               Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 января 2010 года исковые требования частично удовлетворены. Признан недействительным (ничтожным) заключенный ответчиками договор №9/34 от 22.01.2007 аренды земельного участка площадью 0,118га с кадастровым номером 23:49:05 09 000:0053, расположенного в квартале 73, выдел 45 Мацестинского лесничества ФГУ «Сочинский национальный парк». Суд применил последствия недействительности данной сделки, обязав ООО «Венера» возвратить указанный земельный участок Федеральному государственному учреждению «Сочинский национальный парк». В остальной части иска отказано.

               Решение суда мотивировано тем, что спорный земельный участок изъят из оборота как занятый находящимся в федеральной собственности национальным парком;  ФГУ «Сочинский национальный парк» не имело права передавать в аренду земельный участок, закрепленный за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, на дату заключения оспариваемого договора; в материалах дела отсутствуют доказательства принятия уполномоченным органом федеральной власти специального распорядительного акта о передаче земельного участка обществу в аренду. В части требования о признании недействительным зарегистрированного права аренды отказано в связи с тем, что данный способ защиты не предусмотрен действующим законодательством, погашение записи в ЕГРП о праве аренды ООО «Венера» может быть произведено во внесудебном порядке на основании решения суда.

               Не согласившись с указанным судебным актом, ФГУ «Сочинский национальный парк» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решении суда отменить, в иске отказать.

               В обоснование апелляционной жалобы национальный парк сослался на следующее. Российская Федерация не имела права распоряжаться спорным земельным участком путем его передачи в аренду, такое право принадлежало только дирекциям национальных парков; постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 №926 регулировало порядок заключения договора аренды земель национальных парков; Росимущество не имело права распоряжаться спорным земельным участком, а потому не являлось заинтересованным лицом при подаче иска. Заключая оспариваемый договор, национальный парк действовал как представитель федерального собственника и не нуждался в каком-либо согласовании данной сделки.

               Заявитель жалобы указал также, что признание сделки ничтожной не является самостоятельным способом защиты нарушенных гражданских прав, судом неправомерно применена реституция, поскольку спорный земельный участок после передачу его в аренду находится в опосредованном владении самого национального парка. Возврат земельного участка национальному парку является односторонней реституцией. Государственная регистрация договора аренды свидетельствует об одобрении данной сделки собственником земельного участка. Поскольку спорный договор аренды заключен по результатам торгов, он относится к оспоримым сделкам, для признания которых недействительными установлен годичный срок исковой давности, пропущенный истцом. 

               Отзывы на апелляционную жалобу национального парка не поступили.

               В судебном заседании апелляционной инстанции 27 апреля 2010 года лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей не обеспечили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

               Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

               Как следует из материалов дела, по договору аренды №9/34 от 22.01.2007 национальный парк передал ООО «Венера» в аренду на 49 лет земельный участок площадью 0,118га с кадастровым номером 23:49:05 09 000:0053, расположенный в Мацестинском лесничестве, квартал 73, выдел 45, находящемся в ведении государственного учреждения «Сочинский национальный парк». К разрешенным видам использования земельного участка арендодатель отнес обустройство и эксплуатацию лечебно-оздоровительного комплекса; на дату заключения договора аренды земельный участок покрыт лесом (пункт 2.4 договора). Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (л.д. 11-16).

               Согласно кадастровому паспорту от 13.07.2009 №49М/09-03-19133 земельный участок площадью 1180 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0303007:1104 (предыдущий кадастровый номер 23:49:0509000:53), расположенный в Краснодарском крае, гор. Сочи, Хостинский район, Мацестинское лесничество государственного учреждения «Сочинский национальный парк», квартал 73, выдел 45, с разрешенным использованием – для обустройства и эксплуатации лечебно-оздоровительного комплекса, относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. Данный участок находится, согласно кадастровому паспорту, в аренде ООО «Венера» (л.д. 17-24).

               Данный земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Венера» по результатам торгов в форме конкурса на право заключения договора аренды земельного участка (публикация от 25.11.2006 - л.д. 33), оформленных протоколом №3 конкурсной комиссии по предоставлению в аренду земельных участков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка от 22.01.2007. Согласно указанному протоколу ООО «Венера» признано победителем конкурса по лоту №18/2007 (земельный участок в квартале 73, выдел 45, Мацестинское лесничество с кадастровым номером 23:49:0509000:53). Данным протоколом определено целевое назначение предоставляемого земельного участка – особо охраняемая природная территория с расположением природных комплексов, имеющих особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, предполагающее использование объекта аренды с учетом особенностей и режима особо охраняемой природной территории (л.д. 36-37).

               Полагая заключение по результатам данного конкурса договора аренды №9/34 от 22.01.2007 нарушающим право федеральной собственности на земельные участки национальных парков, прокурор обратился с настоящим иском.

      Одним из основных принципов земельного законодательства статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ провозглашает деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

      При этом к земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством (часть 2 пункта 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).

      Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).

      Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли национальных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий. Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение) отнесены исключительно к федеральной собственности (Приложение 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. №3020-1), независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.

      Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

               В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 №591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» Сочинский национальный парк включен в перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение.

      В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками, изъяты из оборота. Согласно пункту 11 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

      Статья 17 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в первоначальной редакции допускала при наличии соответствующих лицензий предоставление их владельцам в аренду земельных

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу n А53-1672/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также