Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2010 по делу n А53-23144/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-23144/2009

26 апреля 2010 г.                                                                               № 15АП-2310/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  20 апреля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен           26 апреля 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Андреевой Е.В.

судей  Винокур И.Г., Гуденица Т.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Батехиной Ю.П.

при участии:

от заявителя: Бондарев С.А., представитель по доверенности от 25.06.2009г.; Дроганова Т.Н., представитель по доверенности от 02.12.2009г.

от заинтересованного лица: Чигрина Л.Н., представитель по доверенности от 04.02.2010г. № 70

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Таганрогу по Ростовской области

на решение  Арбитражного суда Ростовской области от 27 января 2010г. по делу № А53-23144/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авто»

к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Таганрогу по Ростовской области

о признании незаконным решения от 19.08.2009г. № 3

принятое в составе судьи Ширинской И.Б.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Авто» (далее – Общество) обратилось  в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИФНС России по г. Таганрогу по Ростовской области (далее – налоговая инспекция) о  признании незаконным решения налоговой инспекции от 19.08.2009г. № 3 о частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Решением суда от 27 января 2010г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано тем, что решение налоговой инспекции № 3 от 19.08.2009 о частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению   принято в нарушение ст. 101 НК РФ.

В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция  с апелляционной жалобой, в которой просит решение   от 27 января 2010г. отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований.

По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что счета-фактуры ООО «Селинд» составлены с нарушением ст. 169 НК РФ, Общество при выборе контрагента  действовало без должной осмотрительности  и осторожности, кроме того, поскольку отсутствует доказательство уплаты НДС в бюджет ООО «Селинд», то право     на возмещение   НДС у Общества в сумме 972 132 руб. является недоказанным., так как в бюджете не сформирован источник  возмещения.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 27 января 2010г. отменить, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба  не подлежит  удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по НДС за 1 квартал 2008г.

Обществу  14.05.2008г.    было     направлено     требование  № 2904 о предоставлении документов. В указанном требовании указано, что представление документов     необходимо,     для     правомерности     применения     налоговых     вычетов по налоговой декларации   по НДС за 1 квартал 2008 года.

Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки акт камеральной налоговой проверки не составлялся.

Обществу 28.08.2008г. вручено решение о проведении выездной налоговой проверки № 04-08/25. В данном решении проверке одновременно с другими налогами был подвергнут проверке налог на добавленную стоимость за период с 01.01.2005 по 01.07.2008. (т. 1, л.д. 36-37)

Выявленные в ходе проведения выездной налоговой проверки нарушения, зафиксированы    в акте     выездной налоговой    проверки     № 04-08/21    от 22.06.2009г.

При исследовании акта выездной налоговой проверки судом первой инстанции  установлено, что входе выездной        проверки     налог     на    добавленную     стоимость     за 1  квартал     2008г.    не проверялся, что   не оспаривается   налоговой инспекцией.

По результатам рассмотрение материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика 23.07.2009 принято решение № 01-05/3 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Обществу 18.08.2009г. вручена справка к решению от 23.07.2009г. №01-05/3     о     проведении      дополнительных     мероприятий     налогового     контроля,      в которой указано, что кроемее сумм доначисленных в акте выездной налоговой проверки следует отказать в возмещении входного НДС  за 1 квартал 2008г. в сумме 972 132 руб.

Уведомлением  б/н, б/д  общество   приглашалось явиться  19.08.2009г. в налоговую инспекцию  для вручения решения по акту № 04-08/21 от 22.06.2009г. (т.1,л.д.152).

Заместителем руководителя налоговой инспекции 19.08.2009г. принято решение № 3   о      частичном отказе      в   возмещении      суммы   налога   на   добавленную   стоимость, заявленной к возмещению. Указанным решением Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 972 132 руб.

Общество, не согласившись с указанным решением  налоговой инспекции, в соответствии со ст. 137 и 138 НК РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.

В соответствии  п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 6 статьи 80 Кодекса).

В соответствии с п. 1  ст. 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

Согласно положениями п. 3 ст. 176 НК РФ  в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Статьей 100 НК РФ закреплено право налогоплательщика знакомиться с результатами проведенной налоговой проверки, изложенными в соответствующем акте, и представлять свои возражения.

В соответствии с  п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Статьей 100 НК РФ установлен порядок  оформления результатов налоговой проверки.

В соответствии с п.1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Пунктом 6  ст. 100 НК РФ предусмотрено, что  лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15       дней       со       дня       получения       акта       налоговой       проверки       вправе       представить       в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Пунктом 1 ст. 101 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены      руководителем     (заместителем      руководителя)      налогового     органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с положениями  п. 2 ст. 101 НК РФ (в действующей редакции) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Таким образом, закон прямо устанавливает обязанность налогового органа известить налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет.

Как следует из материалов дела, в акте выездной налоговой проверки № 04-08/21 от 22.06.2009г. налоговой  инспекцией не зафиксировано нарушение Обществом положений НК РФ приведших  отказу в возмещении налога на добавленную стоимость по поставщику ООО «Селинд» в сумме 972 132руб. за 1 квартал 2008 года.

В соответствии с  положениями п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Данная норма права в совокупности с положениями пункта 4 статьи 101 НК РФ, согласно которому при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка, позволяет сделать вывод о том, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки.

Из анализа положений  ст.  101 НК РФ следует, что данной статьей  установлен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных.

Учитывая изложенное, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам ст. 101 НК РФ, то есть налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте их рассмотрения, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения.

Из материалов дела следует, что справка по результатам дополнительных мероприятий была вручена налогоплательщику 18.08.2009г., и рассмотрение материалов выездной налоговой проверки состоялось 18.08.2009г. в соответствии с уведомлением (т.1, л.д.151). Как следует из материалов дела Общество впервые  узнало об отказе  в возмещении НДС в сумме 972 132 руб. за первый квартал 2008г. только из справки о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, полученной 18.08.2009 г.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что  Общество фактически было лишен права участвовать при исследовании дополнительных доказательств, и оснований для отказа в налоговом вычете в сумме 972 132 руб. за 1 квартал 2008 г., установленных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, а также возможности

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2010 по делу n А32-22149/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также