Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу n А32-50157/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-50157/2009

16 апреля 2010 г.                                                                                15АП-1097/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2010 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.

судей Гуденица Т.Г., Ивановой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.

при участии:

от заявителя: главный специалист отдела организации государственного пожарного надзора Долаков Тимур Бекович по доверенности №24 от 04.02.2010г.,

от заинтересованного лица: директор Белов Юрий Николаевич,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Высотник"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2009 г.   по делу № А32-50157/2009 по заявлению Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Высотник" о привлечении к административной ответственности, принятое в составе судьи Егорова А.Е.,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Высотник" о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решением суда от 23.12.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Высотник" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество не занимается трубо-печными работами, основным видом деятельности общества является строительство и ремонт промышленных дымовых труб высотой до 100 и более метров, на осуществление этого вида деятельности у общества имеется лицензия. Строительство и ремонт промышленных дымовых труб не относится к трубо-печным работам, так как соответствующие трубы представляют собой капитальное строение, находятся на заводах и иных промышленных объектах и не осуществляют  хозяйственно-бытовой функции; согласно п.2 Положения о лицензировании работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 25.10.2006 г. №625 строительство и ремонт промышленных дымовых труб не относится к осуществлению мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление государственного пожарного надзора просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность и утверждая, что выполняемые обществом работы охватываются термином трубо-печные работы, содержащимся в Положении, утвержденном постановлением Правительства №625 от 25.10.2006 г.

В дополнении к апелляционной жалобе общество «Фирма «Высотник» указывает на то, что лицензирование деятельности по ремонту и обслуживание промышленных дымовых труб  осуществлялось Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ, а не ГУ МЧС России, однако на основании Федеральных законом №315-ФЗ от 01.12.2007 г. и №148-ФЗ от 22.07.2008 г. с 1 января 2010 г. лицензирование в строительстве отменено, конструкция промышленных труб исключает возможность нахождения в них людей, а, следовательно не требует установки пожарной сигнализации.  В подтверждение данных доводов общество представило в апелляционный суд дополнительные документы, приобщенные судом к материалам дела (л.д.168-185).

Управление государственного пожарного надзора, возражая на доводы общества, указало, что наличие у общества лицензии Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству не освобождает его от обязанности получать лицензию в ином федеральном органе – в частности, в МЧС России, требование постановления Правительства РФ от 25.10.2006 г. №625 распространяется на все виды печей и труб, и иные виды работ, включенные в трубо-печные работы и услуги согласно письму МЧС России от 26.02.2008 .г №19-1-646.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно  из материалов дела, Управлением государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Краю 29.10.2009г. проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Фирма «Высотник» законодательства РФ о пожарной безопасности.

В ходе проверки установлено, что ООО «Фирма «Высотник» осуществляет трубо-печные работы без соответствующей лицензии МЧС России, что является нарушением Федерального закона от 08.08.01г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п.2 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006г., а именно п.39 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.01г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п.2 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006г.

По результатам проверки в отношении ООО «Фирма «Высотник» Управлением ГПН ГУ МЧС России по Краснодарскому краю составлен протокол  от 29.10.2009г. № 29 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ.

Указанный протокол и материалы проверки направлены Управлением в суд с заявлением о привлечении общества «Фирма «Высотник» к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения. Данный вывод признается апелляционным судом ошибочным ввиду следующего.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Из протокола об административном правонарушении от 29.10.2009 г. №29 и заявления о привлечении ООО «Фирма «Высотник» к административной ответственности следует, что Управление государственного пожарного надзора МЧС России считает общество «Высотник» обязанным иметь лицензию на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, указывая, что данная лицензия необходима обществу ввиду осуществления  им трубо-печных работ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «Фирма «Высотник» осуществляет деятельность по строительству и ремонту промышленных дымовых труб.

В  соответствии с подпунктом 39 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 18 названного Закона №128-ФЗ со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности, в том числе деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

30.04.2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", определивший основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установивший общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Настаивая на том, что действие положения о лицензировании, предусмотренного подпунктом 39 пункта 1 статьи 17 Федерального   продолжает сохраняться, поскольку Федеральным законом от 22.07.2008г. № 123-ФЗ не установлены требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и ссылаясь в обоснование своей позиции на разъяснения МЧС России, изложенные в письме МЧС РФ от 11.03.2010г. № 19-1-15-1282 (не опубликованном и не зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ, а, следовательно, не носящем нормативный характер), орган пожарного надзора утверждает, что под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается (согласно постановлению Правительства РФ №625 от 25.10.2006 г.) осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушение, пожарные и пожарно-охранные сигнализации), противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещение и эвакуация при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Из указанного определения Управление государственно пожарного надзора выделяет определение трубо-печные работы, под которыми понимает все виды работ,  связанные с монтажом, ремонтом и обслуживанием дымовых труб, в том числе и промышленных, тем самым полагая, что ООО «Фирма «Высотник» осуществляет трубо-печные работы в смысле, придаваемом этому понятию Постановлением Правительства №625 от 25.10.2006 г.

Между тем, данный вывод административного органа не основан на нормах законодательства РФ.

Статьей 24 Федерального закона «О пожарной безопасности» от  21.12.1994г. № 69-ФЗ огнезащитные и трубо-печные работы отнесены к работам и услугам в области пожарной безопасности. Между тем, содержание трубо-печных работ в данном законе не раскрыто. Требования пожарной безопасности к таким работам содержатся в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 г.

Из содержания указанных Правил, а также не носящих нормативный характер Рекомендаций по предупреждению пожаров в домах с печным отоплением", утвержденных ФГУ ВНИИПО МЧС России 01.10.2006г., следует, что к трубо-печным работам как работам в области пожарной безопасности относятся работы, связанные с монтажом, эксплуатацией и ремонтом систем печного отопления в бытовых – то есть жилых,  производственных, культурно-бытовых, общественных и других служебных помещениях, в том числе расположенных в соответствующих помещениях отопительных, варочных, бытовых печей и каминов, дымовых каналов и вентиляционных труб к ним.   Применительно к эксплуатации промышленных дымовых труб  безопасности постановлением Горгортехнадзора России от 03.12.2001 г. №56 утвержден самостоятельный нормативный акт, определяющий основные требования к их безопасной эксплуатации и ремонту – Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб (зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 05.06.2002 г., регистрационный № 3500). Требования данных правил распространяются только на проектирование, строительство, обслуживание и ремонт промышленных дымовых и вентиляционных труб, и не относятся к трубам и печам, используемых в производственных, общественных и бытовых помещениях.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что работы, связанные со строительством, эксплуатацией и ремонтом промышленных дымовых труб не идентичны соответствующим работам, осуществляемым в отношении печей и связанных с ними вентиляционных труб бытового характера, данные работы разграничиваются законодателем, при этом термин трубо-печные работы применительно к работам по строительству и эксплуатации промышленных труб не применяется.

Более того, как следует, из Правил производства трубо-печных работ, изданных в 2002 г. Всероссийским добровольным пожарным обществом и согласованных ГУ ГПС МВД России №20/2.2/2797 от 26.07.2001 г. и Госгортехнадзором России №03-35/477 от 14.11.2001 г., трубо-печные работы выполняются организациями ВДПО, данные Правила являются основным руководящим документом для работников организаций и предприятий ВДПО, занятых строительством, ремонтом, контролем за состоянием и чисткой печей, каминов и дымовых каналов, осуществляющих контроль технического состояния каналов, вытяжных систем вентиляции помещений, где установлены отопительные печи, камины и аппараты, чисткой воздуходовов и вентиляционного оборудования от горючих отложений вытяжных и приточных систем производственных, общественных и вспомогательных зданий, а также осуществляющих обмуровку и футеровку котлов, чистку котлов и газоходов.

В пункте 1.1.1 названных Правил дается исчерпывающий перечень трубо-печных работ и услуг. Ни один из приведенных в нем видов работ не охватывает понятия строительства, ремонта и эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб.

Изложенное также свидетельствует о том, что ни назначение этих правил, ни виды трубо-печных работ, перечисленных в них, не позволяют отнести работы по строительству, монтажу, ремонту промышленных дымовых труб к предмету регулирования данными правилами.

Изложенные выводы апелляционного суда подтверждаются также содержанием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 г. №329-ст.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу n А32-32732/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также