Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу n А32-53688/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-53688/2009

16 апреля 2010 г.                                                                                15АП-2652/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2010 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.

при участии:

от заявителя: представитель Мищихин Р.А. по доверенности №8 от 06.02.2010 г., 

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 февраля 2010г. по делу № А32-53688/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Модус-Новороссийск"

к заинтересованному лицу Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю

при участии третьего лица Администрации Краснодарского края, Администрация Краснодарского края

о признании незаконными действий, признании не подлежащими применению сведений государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка,

принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Модус-Новороссийск" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю о признании незаконными действий Управления, выразившихся в применении Распоряжения Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» при определении кадастровой стоимости земельного участка по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ООО «Модус-Новороссийск» земельного участка площадью 11 000 кв.м с кадастровым номером 23:47:0117016:27 в размере 224 816 615 руб. 76 коп., исходя из стоимости 1 кв.м равной 20 397 руб. 08 коп., как не соответствующих ст. 15 Конституции РФ , ст. 396 Налогового кодекса РФ;

- признании не подлежащими применению сведений государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117016:27 в размере 224 816 615 руб. 76 коп., исходя из стоимости 1 кв.м равной 20 397 руб. 08 коп. с даты их внесения в указанный кадастр.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Краснодарского края.

Решением суда от 01.02.2010 г. заявленные требования удовлетворены полностью. Судебный акт мотивирован тем, что УФАКОН по Краснодарскому краю при расчете кадастровой стоимости земельного участка заявителя применило не опубликованный в установленном порядке нормативный акт.

Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю обжаловало его  в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что действующее законодательство предусматривает специальный порядок информирования населения о кадастровой стоимости земельных участков, законодатель не связывает вступление в законную силу правовых актов подобной тематики с истечением определенно срока с момента их опубликования в СМИ. Плательщики земельного налога бесплатно получают информацию о кадастровой стоимости земельного участка в органах Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, кроме того, информация о кадастровой стоимости участков на территории Краснодарского края размещена на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Модус-Новороссийск» просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 15 Конституции РФ любые нормативные акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения, публикация полного текста нормативных актов Краснодарского края в газете «Кубанские новости» или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края в силу Закона Краснодарского края от 06.06.1995 г. №7-КЗ является их официальным опубликованием. Соответствующий порядок в отношении спорного распоряжения не соблюден. Размещение информации на сайте в сети Интернет данного порядка не заменяет, кроме того, на сайте УФАКОН размещено не приложение к указанному распоряжению №1202-р, а сведения о кадастровой стоимости земельных участков, что не одно и то же.

Администрация Краснодарского края отзыв на апелляционную жалобу не представила.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.

Представители УФАКОН по Краснодарскому краю и Администрации Краснодарского края, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, обществу «Модус-Новороссийск»  на   праве   собственности принадлежит земельный участок площадью 11 000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский округ, район с. Владимировка, кадастровый номер  23:47:0117016:27. Кадастровая стоимость данного участка в 2008 году составляла 18 077 руб. 18 коп., из расчета 1,6401 руб. за 1 кв.м.

07.04.2009 г. УФАКОН по Краснодарскому краю внесло в государственный земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости указанно участка в размере 224 816 615 руб. 76 коп.,  исходя из стоимости 1 кв. м  в размере 20 397 руб. 08 коп.

Письмом от 11.09.2009 г. общество обратилось в УФАКОН за разъяснениями, на основании чего произведено установление новой кадастровой стоимости земельного участка.

Письмом от 09.10.2009 г.  УФАКОН по Краснодарскому краю разъяснило обществу, что по состоянию на 24.03.2009 г. кадастровая стоимость спорного земельного участка рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего 51 группе Типового перечня видов функционального использования земель.  Данный показатель утвержден распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».

Полагая, что действия Управления по применению кадастровой стоимости, утвержденной вышеназванным распоряжением главы администрации, являются незаконными, ООО «Модус-Новороссийск» обратилось в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным, действий органов и должностных лиц незаконными являются одновременно несоответствие соответствующих актов и действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу  (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Наличие данных оснований для удовлетворения требований общества «Модус–Новороссийск» подтверждается материалами дела.

Пунктами 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством.

В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.

Действия по определению кадастровой стоимости затрагивают права общества, которое заинтересовано в законно установленной кадастровой стоимости земельного участка, от которой зависит цена указанного участка и размер земельного налога (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации), который бы подлежал уплате обществом, как собственником земельного участка. 

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000г. № 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Таким образом, по смыслу приведенных норм, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.

Удельные показатели кадастровой стоимости земель установлены распоряжением главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».

Основным доводом общества «Модус-Новороссийск», заявленным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, является ссылка на необоснованность применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, указанного распоряжения.

Оценивая данный довод, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» не могло применяться УФАКОН при определении размера кадастровой стоимости земельного участка заявителя ввиду несоблюдения установленной законом процедуры официального опубликования данного нормативного акта.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008г. № 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно статье 8 Федерального закона от 06.10.1999 г.  № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав) и закон субъекта Российской

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу n А53-14154/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также