Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу n А32-15935/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-15935/2009

19 февраля 2010 г.                                                                              15АП-1208/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Винокур И.Г.

судей А.В. Гиданкиной, Д.В. Николаева

при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.

при участии:

от МП "Троллейбусное управление": 

Мозжегоров А.А., представитель по доверенности от 29.12.2008г.

от уполномоченного органа:

Колесников А.А., представитель по доверенности от 28.05.2009г. №01-12/40

от ВУ Бендикова М.А.: представитель не явился, извещен (уведомление №36728)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края

на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 сентября 2009г. по делу № А32-15935/2009-44/448-Б

по заявлению ФНС России в лице ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края

о признании МП "Троллейбусное управление" несостоятельным (банкротом)

принятое в составе судьи Черного Н.В.

УСТАНОВИЛ:

ФНС России в лице ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края (далее – уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании Муниципальное предприятие "Троллейбусное управление" (далее – должник) несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 14.09.09г. в отношении МП "Троллейбусное управление" введена процедура наблюдения. Включены требования ФНС России в лице ИФНС России по г. Армавиру в размере 1 695 585,35 руб., в том числе 1 545 596, 97 руб. недоимка, 139 988,38 руб. пени, 10 000 руб. штраф, в реестр требований кредиторов МП "Троллейбусное управление" в третью очередь. Во включении в реестр требований кредиторов остальной суммы заявленных уполномоченным органом требований отказано. Утвержден временным управляющим Бендиков М.А. с вознаграждением согласно ст. 20.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».    

ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края обжаловала определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить судебный акт в части отказа во включении требований уполномоченного органа в реестр кредиторов суммы задолженности в размере 23 247 104,01 руб., в том числе по пеням – 22 346 845,85 руб., по штрафам – 900 258,16 руб., принять по делу новый судебный акт в данной части, позволяющий включить задолженность в реестр требований кредиторов.

Представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда от 14 сентября 2009г. в обжалуемой части отменить, принять новый судебный акт.

Представитель МП "Троллейбусное управление" доводы жалобы оспорил по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно данным оперативного учета налогового органа за МП «Троллейбусное управление» имеется задолженность в размере 24 942 689,36 руб., в том числе 1 545 596,97 руб. недоимка, 22 486 834,23 руб. пени, 910 258,16 руб. штраф.

В обоснование заявленных требований уполномоченным органом представлены: решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика №271 от 06.03.2003, №599 от 25.03.2003, №926 от 19.05.2003, №1258 от 24.06.2003, №1405 от 11.07.2003, №1981 от 23.07.2003, №2451 от 28.08.2003, №2683 от 08.10.2003, №3000 от 01.12.2003, №2999 от 01.12.2003, №33 от 09.12.03г., №588 от 05.02.2004, №799 от 22.03.2004, №928 от 26.03.2004, №1305 от 19.05.04г., №1551  от 07.06.2004, №1688  от 08.07.2004, №22 от  14.07.2004, №2373 от 13.09.04г., №2496 от 30.09.2004, №2945 от 25.11.2004, №49 от 08.12.2004, №34 от 02.03.2005, №534 от 26.04.2005, №799 от 25.05.2005, №1103 от 14.06.2005, №1674 от 11.07.2005, №2599 от 23.08.2005, №2927 от 13.09.2005, №3421 от 18.10.2005, №101 от 18.10.2005, №3790 от 22.11.05г., №3999 от 30.11.2005, №4000 от 30.11.2005, №478 от 31.01.2006, №1106 от 14.03.06г., №1806 от 18.05.2006, №2415 от 20.06.2006, №2690 от 26.06.2006, №3640 от 31.07.2006, №4068 от 23.08.2006, №4374 от 11.09.2006, №5011 от 30.10.2006, №5739 от 05.12.2006, №6241  от 21.12.2006, №1112 от 12.03.2007, №15 от 22.03.2007, №8210 от 20.08.08г., №8713 от 09.09.2008, №894 от 05.02.2009, №1050 от 24.02.2009, №1049 от 24.02.09г., №1046 от 24.02.2009, №1048 от 24.02.2009, №1045 от 24.02.2009, №1047 от 24.02.2009, №1797 от 24.03.2009, №1963 от 03.04.2009, №1965 от 03.04.2009, №1964 от 03.04.2009, №55 от 07.04.2009, №3374 от 13.05.2009, №3373 от 13.05.2009, №3372 от 13.05.2009; Решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет иного имущества налогоплательщика организации №33 от 09.12.2003, №49 08.12.2004, №101 от 18.10.2005, №15 от 22.03.2007, №69 от 15.05.2007, №126 от 27.05.2008, №55 от 07.04.2009; Постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет иного имущества налогоплательщика организации №33 от 09.12.2003, №37 от 08.12.2004, №84 от 18.10.2005, №16 от 22.03.2007, №70 от 15.05.2007, №125 от 27.05.2008, №55 от 07.04.2009 (51-100 т.1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что удовлетворению подлежат требования об уплате пени, вынесенные уполномоченным органом за 9 месяцев до подачи заявления по настоящему делу, т.е. требования вынесенные после 04.09.2008.

Общая сумма такой пени, согласно требованиям заявителя к должнику составляет 1 487 804,57 руб.

ИФНС по г. Армавиру в обоснование правомерности взыскания с налогоплательщика пени в остальной части, начисленной на задолженность предприятия, образовавшуюся перед государственными внебюджетными фондами по состоянию на 01.01.2001 г., ссылается на:

 - Решение № 20 от 10.04.2002 г. «О предоставлении права реструктуризации задолженности по страховым взносам, а также начисленным пеням и штрафам перед Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Государственным  фондом занятости населения РФ, Федеральным и Территориальным фондами обязательного медицинского страхования МУП «Троллейбусное управление»»;

 - Решение  № 5 от 27.01.2004 г. «Об отмене решения № 20 от 10.04.2002 г. «О предоставлении права реструктуризации задолженности по стразовым взносам, а также начисленным пеням и штрафам» перед Пенсионным Фондом РФ, ФСС РФ, ГФЗН РФ, Федеральным и Территориальным фондами обязательного медицинского страхования МУП «Троллейбусное управление»;

 - Требования об уплате налога, решения «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя в банках»; решения «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации»; постановления «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации».

Проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что процедура взыскания с предприятия задолженности по пене за счет имущества налогоплательщика возбуждена налоговым органом за пределами срока, установленного ст. 46 НК РФ ввиду следующего.

Исходя из статей 64, 68 Налогового кодекса Российской Федерации, толкования смысла содержащихся в них норм, данного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.05 № 13054/04, реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

В статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса..

В силу пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенями признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 9 статьи 46 и пунктом 7 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации положения этих статей применяются и при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора.

Таким образом, порядок принудительного взыскания недоимки по налогам (обязательным платежам) и пеням включает направление налогоплательщику требования об уплате налога (обязательного платежа) и пеней в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования об уплате недоимки в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога сам по себе не является основанием

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу n А32-23053/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также