Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007 по делу n А32-6350/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 299-00-06,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                 дело № А32-6350/2007-11/190

25 декабря 2007г.                                                                                 № 15АП-497/2007

Резолютивная часть постановления объявлена     20 декабря 2007г.

Полный текст постановления изготовлен              25 декабря 2007г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.

судей Колесова Ю.И. и Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.

при участии:

от заявителя: представитель Пискленов А.А. паспорт 03 99 №  254665, доверенность          от 03.12.2007г. б/н, представитель Смотров В.А., паспорт 03 01 № 623541, доверенность от 08. 12. 2007г. б/н

от заинтересованного лица: зам. начальника отдела Белоусова Е.Ю. доверенность              от 29.10.2007г. № 05-49/09576

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по г. Краснодару

на  решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 24 октября 2007г. по делу № А32-6350/2007-11/190

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Горторгкомплекс»

к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по                    г. Краснодару

о признании незаконным бездействия и обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога

принятое в составе судьи Лесных А.В.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Горторгкомплекс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по г. Краснодару (далее – налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии налоговой инспекцией решения о возврате или об отказе в возврате излишне уплаченного за 2006 год земельного налога, а также об обязании налоговой инспекции возвратить Обществу излишне уплаченный за 2006 год земельный налог в размере  2 334 253 руб. (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования (т. 1, л.д. 194)).

Решением суда от 24 октября 2007г. бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения признано незаконным, суд обязал  налоговую инспекцию вернуть Обществу излишне уплаченный за 2006г. земельный налог в размере 1 966 940,5 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. Распределены расходы по уплате государственной пошлины и судебные издержки по  проведению экспертизы.

Решение мотивировано тем, что в связи с отсутствием кадастровой оценки земли налоговая база не может считаться установленной и расчет земельного налога следовало производить с учетом п 3.3. Постановления Правительства Краснодарского края               от 02.06.1997г. № 35-П. Судом была назначена товароведческая экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка. Поскольку расчетная стоимость превысила рыночную стоимость земельного участка, определенную экспертизой, суд определил нормативную цену земельного участка в размере 244 875 000 рублей, что составляет 75 % от рыночной стоимости – 326 500 000 рублей.

Суд первой инстанции использовал нормативную цену земельного участка для определения размера налога на землю, подлежащего уплате за 2006 год. Таким образом, суд установил, что Общество должно было заплатить 367 312,5 рублей налога                 (244 875 000 х 0,15% = 367 312, 5) (т.д. 2 л.д. 111, стр.4 решения суда).

В материалы дела представлены платежные документы, согласно которым заявителем за 2006 год был уплачен земельный налог в сумме 2 334 253 руб. (т.д. 1 л.д 14-18). Данное обстоятельство налоговой инспекцией не оспаривается, что подтверждается также актом сверки, представленным сторонами (т.д. 2, л.д., 60).

С учетом вышеизложенного судом сделан вывод о том, что заявителем за 2006 год излишне уплачено в бюджет земельного налога на сумму 1 966 940,5 руб. (2 334 253 руб. – 367 312,5 руб.).

Анализируя состояние расчетов ООО «Горторгкомплекс» с бюджетом на 01.01.2006г., 01.01.2007 г. и 11.10.2007 г. судом установлено, что задолженность налогоплательщика по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджет отсутствует.

С учетом изложенного, судом сделан вывод о том, что заявитель имеет право на возврат излишне уплаченного земельного налога за 2006 год в сумме 1 966 940,5 руб., и порядок досудебного урегулирования спора соблюден.

В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит решение  от 24 октября 2007г. отменить в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии налоговым органом решения о возврате или об отказе в возврате  излишне уплаченного земельного налога за 2006г., а также обязании возвратить излишне уплаченный за 2006г. земельный налог в сумме 1 966 940,50 рублей и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.

В своей жалобе налоговая инспекция указывает, что результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Краснодарского края утверждены Решением Городской Думы Краснодара от 28.03.2003г. № 33 П.12. Данный акт является нормативным, так как издан в установленном порядке правомочным органом государственной власти, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение. Официальным опубликованием правовых актов признается публикация их полного текста в периодическом печатном издании - в данном случае источником публикации является газета «Краснодар», № 22 от 23.05.2003г.

Кроме того, п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают, что для целей налогообложения определяется именно кадастровая стоимость.

Согласно указанным нормативным актам рыночная стоимость - наиболее вероятная цена продажи объекта (оценка, которая зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения), изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения).

Кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.

При указанных обстоятельствах налоговая инспекция считает, что решение суда  от 24.10.2007г. необоснованно и  просит его отменить в обжалованной части.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку полагает, что в настоящее время результаты государственной кадастровой оценки земель органами исполнительной власти субъекта федерации (Краснодарского Края) для земель поселений г. Краснодара в нарушение федерального законодательства не утверждены.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы  по основаниям, изложенным в отзыве.

В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

С учетом указанных положений ч. 5 ст. 268 АПК РФ и отсутствия возражений лиц, участвующих в деле, предметом проверки суда апелляционной инстанции является законность и обоснованность решения суда от 24.10.07г. в части признания незаконным бездействия ИФНС России № 5 по г. Краснодару, выразившееся в непринятии налоговой инспекцией  решения о возврате или об отказе в возврате излишне уплаченного земельного налога за 2006г., а также в обязании возвратить обществу излишне уплаченный за 2006г. земельный налог в сумме 1 966 940,50 руб.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела 26.02.2007г. Общество направило заявление, в котором просило налоговую инспекцию возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога в размере 2 334 253 руб. на расчетный счет Общества на основании   ст. 78 НК РФ (т.д. 1 л.д. 13).

В связи с тем, что по истечении установленного п. 8 ст. 78 НК РФ 10-дневного срока налоговым, органом не было принято решение о возврате, либо об отказе в возврате излишне уплаченного налога, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

В ходе рассмотрения дела налоговая инспекция представила в суд решение           от 19.03.2007г. № 1897 об отказе в осуществлении возврата, мотивированное тем, что переплата по данным КЛС не подтверждена (т.д. 2 л.д. 3). Однако доказательств направления данного решения в адрес налогоплательщика, как это предусмотрено         п.9 ст. 78 НК РФ, налоговым органом не представлено. Кроме того, ни в одном из представленных налоговой инспекцией отзывов в суд первой инстанции, ни в  апелляционной жалобе нет объяснения причин принятия решения об отказе в возврате налога на землю в более поздний срок (т.д. 1, л.д. 181-182, т.д.2 л.д.10-13, 103-104, 122-127).

В соответствии с п.9 ст. ст. 78 НК РФ налоговая инспекция обязана сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении возврата, в установленные законом сроки. Однако в результате ошибочного толкования норм  материального права исходил из того при расчете налога на землю может быть использована рыночная цена земельного участка.

Судом первой инстанции не учтено, что с 01.01.2006г. налоговая база определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390, гл. 31 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ установлено, что для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость земельного участка.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности использования рыночной стоимости земельного участка для целей налогообложения.

Законодатель определяет различия между рыночной и кадастровой стоимостью земельного участка. В статье 65 ЗК РФ прямо предусмотрено, что рыночная цена земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, в то время как для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Методика кадастровой оценки земель отличается от методики определения рыночной стоимости земельных участков.

Следовательно, для исчисления налога на землю не может быть применена рыночная стоимость земельного участка установленная экспертизой или независимым оценщиком.

Рыночная стоимость не может быть применена также в связи с тем, что нормативные акты в развитие положений пункта 3 статьи 66 ЗК РФ не приняты и не определен процент, который составляет кадастровая стоимость от рыночной.

Суд первой инстанции в своем решении ссылается на пункт 2.2 Постановления Правительства Краснодарского края от 02.06.1997г. № 35-П «О порядке определения нормативной цены земли на территории Краснодарского края», однако не учитывает то, что поименованный в нем минимальный размер нормативной стоимости земли установлен для определения цены  земельных участков, предназначенных под индивидуальное  строительство в черте городских земель.

Кроме того, указанное Постановление принято до 04.08.1997г. т.е. до Указа Президента Российской федерации № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен», и в нем указаны цены без учета деноминации рубля.

В заявлении о возврате излишне уплаченного налога на землю Общество указывает, что кадастровая стоимость земель в г. Краснодаре в установленном законом порядке не определена, полагая что, Решение городской думы г. Краснодара                      от 28.03.2003г. № 33 П. 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений города Краснодара» не может иметь в целях налогообложения юридической силы, так как принято без надлежащих полномочий.

Указанные доводы являются ошибочными, так как земельный налог взимается в соответствии с главой 31 НК РФ. Объектом налогообложения признаны земельные участки, части земельных участков, предоставленных юридическим лицам в собственность. В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Статья 66 Земельного кодекса РФ предусматривает, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316. Согласно п. 10 указанных Правил, органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999г.     № 945 «О государственной кадастровой

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2007 по делу n А53-4162/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также