Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 по делу n А32-19321/2009. Изменить решение

 

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                дело № А32-19321/2009-63/325

09 февраля 2010 г.                                                                                 №15АП-11190/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен          09 февраля 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Андреевой Е.В.

судей Винокур И.Г.,  Шимбаревой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батехиной Ю.П.

при участии: от заявителя: Соколянская Н.В., представитель по доверенности от 25.11.2009г.,

от заинтересованного лица:  Алексеенко Д.Ю., представитель по доверенности от 01.12.2009г.

Комендант Л.Ю., представитель по доверенности от 21.12.2009г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 октября 2009г. по делу № А32-19321/2009-63/325

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АПК «Платнировский»

к заинтересованному лицу ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края

о признании решения недействительным в части

принятое в составе судьи Погорелова И.А.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «АПК «Платнировский» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края (далее – налоговая инспекция) о признании недействительным решения инспекции № 09-22-1722ДСП от 19.03.2009г. в части доначисления НДФЛ за 2006г. в сумме 197 755 ру­блей, пени по НДФЛ за 2006г. в сумме 166 719 рублей, штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 139 387,20 руб.

Решением суда от 09 октября 2009г. заявленные требования удовлетворены.

Судебный акт мотивирован тем, что нормы НК РФ, регулирую­щие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм нало­гов. При расчетах с физическими лицами по договору аренды в 2005-2007 годах, по договорам подряда, а также при выделении материальной помощи и денежных средств для осуществления физическими лицами определенных действий общество не исчисляло и не удерживало НДФЛ. Налоговая инспекция данный факт не оспаривает.

В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.10.2009г. и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы,   ошибочен вывод суда о том, что обязанность по исчислению и уплате НДФЛ  в случае его не исчисления  и не удержания  налоговым агентом, возлагается на налогоплательщиков – физических лиц. У суда не было оснований   признавать незаконным решение в части начисления пени и штрафа по НДФЛ  полностью, так как в соответствии с  позицией ВАС РФ, изложенной в  постановлении Президиума ВАС РФ  от 16.05.2006г. № 16058/05  в данном случае налоговые органы имеет право   взыскать с организации штраф на основании ст. 123 НК РФ, взыскать сумму пени.

Отзыв на апелляционную жалобу  не представлен.

В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда от 09 октября 2009г. отменить, принять новый судебный акт. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному  удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисле­ния и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006 года (в том числе  вопросы удержания, перечисления по НДФЛ за период с 01.01.2005 по 31.12.2007).

По результатам проверки составлен акт от 20.11.2008 № 09-36-6435ДСП и вынесе­но решение от 19.03.2009 № 09-22-1722ДСП, которым обществу начислены ЕСХН за 2006 г., земельный налог за 2005 и 2006 г.г., НДФЛ за 2006 г. в общей сумме 307 235 руб., пени по указанным налогам в общей сумме 188 666 руб. 85 коп., штрафы по п. 1 ст. 122 НК РФ, п. 1 ст. 123 НК РФ, п. 1 ст. 126 НК РФ, п. 2 ст. 119 НК РФ в общей сум­ме 204 938 руб. 30 коп.

Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю. Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 16.06.2009 № 16-12-300-752 апелляционная жалоба общества частично удовлетворена. Решение налоговой инспек­ции от 19.03.2009   № 09-22-1722ДСП отменено в части штрафа по п. 1 ст. 122 Налогово­го кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2005, 2006 г.г. в сумме           294,6 руб., п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредстав­ление отчетов по авансовым платежам по земельному налогу за 2005, 2006 г.г. в сумме 100 руб., п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 705 руб. 10 коп., пени по земельному налогу в сумме 72 руб. 11 коп., недоимки по земельному на­логу за 2005, 2006 г.г. в сумме 1 473 руб. В остальной части решение налоговой инспек­ции утверждено.

Общество обжаловало  решение налоговой инспекции в части доначисления НДФЛ за 2006 год в сумме 197 755 рублей, пени по НДФЛ в сумме 166 719 рублей, штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 139 387 рублей 20 копеек в арбитражный суд.

Налоговая инспекция при начислении НДФЛ за 2006 год в сумме 197 755 рублей, пени по НДФЛ за 2006 год в сумме 166 719 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 123 НК РФ в сумме 139 387 рублей 20 копеек исходила из того, что в 2005-2007 годах обще­ством не исчислен и не удержан НДФЛ, полученный физическими лицами в виде де­нежных средств и натуральной оплаты за сдачу в арену земельных долей (паев); в 2007г. обществом не исчислен и не удержан НДФЛ с материальной помощи, полученной физическим лицом; в 2007 году обществом не исчислен и не удержан НДФЛ, получен­ный физическими лицами в виде денежных средств за предоставление услуг, соверше­ние определенных действий.

При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.

В силу ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для уплаты налога налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 8 НК РФ налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то есть налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщик), а не третьим лицам.

Согласно ст. 207 НК РФ  налогоплатель­щиками НДФЛ являются физические лица.

На основании п. 1 ст. 45 НК РФ на­логоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. В силу п. 2 ст. 45 НК РФ если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 Кодек­са.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, воз­лагается на самих налогоплательщиков - физических лиц.

Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом. В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент.

Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Согласно ст. 207 Кодекса плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками, а в силу ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

В ст. 223 Кодекса указано, что датой фактического получения дохода налогоплательщиком в целях исчисления налога на доходы физических лиц признается дата фактического получения им дохода.

В силу п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет удержанную сумму налога на доходы физических лиц. Согласно п. 2 этой статьи исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, персонально по каждому налогоплательщику (п. 1 ст. 230 и п. 3 ст. 24 НК РФ).

Как видно из материалов дела, выездной налоговой проверкой установлено нарушение обществом ст. 24 НК РФ, ст. 226 НК РФ, в соответствии с ст. 75 НК РФ исчислена пеня на сумму исчисленного удержанного и не перечисленного в бюджет налога.

Сумма задолженности по уплате налога в бюджет составила 197 755 руб., сумма начисленной пени составляет  52 112 руб. и штрафа по ст. 123 НК РФ (197755 руб. х 20%)= 39 551 руб. (приложение к акту проверки № 51).

В материалы дела представлены договор аренды земельного участка от 27.09.2002, акты сверок взаимных расчетов (т.1, л.д. 45 – 54), расходные кассовые ордера, выписки из реестра нотариальных действий, протоколы допроса свидетелей, оборотно-сальдовые ведомости за 2005-2007г., реестры физических лиц, составленных налоговым инспектором.

Сумма задолженности по уплате в бюджет НДФЛ в размере  197 755 руб. складывается из суммы, приходящейся на работников предприятия 5 086 руб. и из суммы, приходящейся на физических лиц, получивших только натуроплату 192 669 руб.

Сумма штрафа соответственно составляет на сумму налога 5 086 руб.- 1 017 руб.20 коп. и на сумму налога 192 669 руб. – 38 533,80 руб.

Сумма пени, начисленная по реестру по своевременности и полноте исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет за период 01.01.2005-31.12.2007г. (приложение № 51 к акту проверки) составляет 52 112 руб., в том числе за период 01.01.2005-31.12.2006г. – 3 543 руб. и соответственно сумма пени, приходящейся на сумму налога 197 755 руб. – 48 569 руб. делится соответственно на сумму пени работников -  1 263 руб. и сумму пени 47 306 руб., приходящейся на сумму налога, удержанного с физических лиц, получивших только натуроплату.

Налоговой инспекцией проведены дополнительные контрольные мероприятия с целью подтверждения факта исчисления, удержания налога на доходы физических лиц в 2006 году с дохода, полученного в виде арендной платы за сдачу, в аренду земельных долей (паев). Проведенные дополнительные мероприятия налогового контроля по мнению налоговой инспекции, подтвердили, что у предприятия имелась возможность удержать налог с арендодателей путем оплаты ими налога  денежными средствами или путем недополученной продукции.

Как следует из материалов дела  в ходе выездной налоговой проверки были установлены  нарушения  обществом обязанности налогового агента, в связи с чем  обществу предложено удержать доначисленный налог в сумме 499 181 руб., в том числе за 2005г.- 118 199 руб., в том числе: 115 113 руб. с дохода, полученного физическими лицами в виде натуральной оплаты за сдачу в аренду земельных долей (паев), приложение № 34 к акту проверки; 3 086 руб. с дохода, полученного в кассе предприятия (арендная плата), приложение № 35 к акту проверки.

За 2006г. - 2024 руб., в том числе: - 2024 руб. с дохода, полученного в кассе предприятия (арендная плата), приложение № 40 к акту проверки.

За 2007г. - 378958,0 руб., в том числе: 251597,0 с дохода, полученного физическими лицами в виде натуральной оплаты за сдачу в аренду земельных долей (паев), приложение № 43 к акту проверки; 98927,0руб. с дохода, полученного в кассе предприятия (арендная плата), приложение № 44 к акту проверки; 780,0 руб. с дохода, полученного работником в виде материальной помощи, приложение № 45 к акту проверки; 3250, 0 руб. с дохода, полученного Коваленко Е., приложение № 46 к акту проверки; 259,0 руб. с дохода, полученного физическими лицами в кассе предприятия, приложение № 47 к акту проверки; 728,0 руб. с дохода, полученного физическими лицами в виде оплаты госпошлины, приложение № 48 к акту проверки; 23417,0 руб. с дохода, полученного работниками по

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 по делу n А32-9805/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также