Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2007 по делу n А32-11106/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 299-00-06,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-11106/2007-41/237

24 декабря 2007 г.                                                                              15АП-609/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2007 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимченко О.Х.

судей                         Галова В.В. Захаровой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ткаченко Ю.А.

при участии:

Прокуратура Краснодарского края: не явился

Территориальное управление ФАУ ФИ по Краснодарскому краю: не явился

от ответчиков: не явились

от третьих лиц: не явился

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования города-курорта Анапы

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 01.11.2007г. по делу № А32-11106/2007-41/237

принятое в составе судьи Миргородской О.П.

по иску Прокуратура Краснодарского края в интересах государства в лице ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю

к ответчикам Комитету по управлению муниципальным имуществом г.-к.Анапа, Обществу с ограниченной ответственностью "Росстрой"

при участии третьих лиц Администрации МО г.-к. Анапа

о признании сделки недействительной

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора  Краснодарского края в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом г. Краснодар обратился в Арбитражный суд Краснодарского края  к Комитету по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа (далее-КУМИ), Обществу с ограниченной ответственностью «Росстрой», с исковым заявлением о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 19.12.2006г. №3700003037 (далее договор), земельного участка общей площадью 5189кв.м, с кадастровым номером 23: 37: 01  07 002:0800, расположенного по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект , 39, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа и ООО «Росстрой»; признании недействительным зарегистрированного за ООО «Росстрой» права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23: 37: 01 07 002: 0800, общей площадью 5189 кв. м., расположенный по адресу: г-к Анапа, Пионерский проспект, 39 запись № 23-23-26/004/2007-203.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация муниципального образования города-курорта Анапы.

Решением от 01 ноября 2007г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Администрация города-курорта Анапа, ссылаясь на необоснованность решения суда, неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции  от 01 ноября 2007г. отменить. Жалоба основана на следующих доводах:

В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления, в черте которых находятся данные земельные участки.

Процедура разграничения в отношении спорного земельного участка проведена не была.

Спорный земельный участок относится к землям поселений и используется исключительно в режиме земель поселений согласно кадастровому плану; в категорию земель особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке не переведен; территория города – курорта Анапа в ведение федеральных органов власти передана не была.

На дату заключения оспариваемого договора аренды право федеральной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано не было. Отсутствуют нормы, определяющие процедуру отнесения территории к федеральной собственности

Право собственности Российской Федерации может возникнуть на основании п.1 ст. 17 Земельного Кодекса Российской Федерации только на земельные участки, а не на территории, и только после государственной регистрации  конкретного земельного участка.

В судебное заседание стороны и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, что подтверждается уведомлениями №65331, №65329, 65330, а также передачей определения апелляционного суда 10.12.2007г. факсимильной связью.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156, 266 АПК РФ.

Изучив материалы дела, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 19.12.2006г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа и ООО «Росстрой» г. Краснодар был заключен договор аренды  №3700003037 (далее договор), земельного участка несельскохозяйственного назначения общей площадью 5189 кв.м, с кадастровым номером 23: 37: 01  07 002:0800, расположенного по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект , 39 на срок до 07.12.2016 года (лист дела 7-8). В деле имеются копии договора и акта приема-передачи, кадастрового плана земельного участка (лист дела 14-15), выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.02.2007г., согласно которой в ЕГРП в отношении земельного участка площадью 5189 кв. м , расположенного по адресу Российская Федерация, Краснодарский край, г-к Анапа, Пионерский проспект, 39, кадастровый номер №23: 37: 01 07 002:0800 внесена запись № 23-23-26/004/2007-203 о государственной регистрации права аренды на вышеуказанный земельный участок за ООО «Росстрой» (лист дела 10-12).

Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» позволяет органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Законом, предусматривающим отнесение земельных участков к конкретной форме собственности, является Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.1995г. №33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно пункта 6 статьи 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты – пункт 1 статьи 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях».Согласно п.7 ст.2 Закона, территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым  природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Согласно п.4 ст. 31 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального Закона от 23.02.1995г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1994г. №1954 «О федеральном курортном регионе Анапа» району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совмина РСФСР от 30 января 1985г. №45, предоставлен статус федерального курортного региона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996г. №591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

На основании указанных выше законодательных актов следует вывод, что курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью в силу Закона «Об особо охраняемых природных территориях», и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Исходя из этого, на земельные участки, расположенные на территории федерального курорта Анапа, в том числе на земельный участок несельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:37: 01 07002:0800, общей площадью5 189 кв. м , расположенного по адресу г-к Анапа, Пионерский проспект , 39, установлен режим особо охраняемой территории, независимо от категории земельных участков. Как следует из кадастрового плана земельного участка, участок предоставлен для целей проектирования, строительства, эксплуатации базы отдыха. На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает верным вывод суда первой инстанции о нахождении спорного земельного участка в пределах особо охраняемой территории федерального значения.

В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В данном случае право государственной собственности  возникает на основании закона, независимо от регистрации этого права в реестре, статья 17 Земельного кодекса РФ не содержит положений  о том, что в законе, признающем право федеральной собственности на земельные участки, должен содержаться перечень конкретных участков, их месторасположение и площадь. КУМИ распорядился конкретным земельным участком, участок сформирован и зарегистрирован в реестре, а любой участок, сформированный в пределах зоны особо охраняемых территорий федерального значения, относится по общему правилу к федеральной собственности.

Апелляционным судом не принимается довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств наличия права федеральной собственности на земельный участок, переданный по оспариваемому договору аренды, в том числе и по причине отсутствия доказательств регистрации права федеральной собственности на этот земельный участок, поскольку земельный участок несельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:37: 01 07002:0800, общей площадью5 189 кв. м , расположенный по адресу г-к Анапа, Пионерский проспект , 39,, переданный КУМИ г. Анапа ООО «Росстрой» по договору аренды от 19.12.2006г. №3700003037, является федеральной собственностью.

Положения п.10 ст.3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ в данном случае применению не подлежит.

Заявитель жалобы указывает, что спорный земельный участок относится к землям поселений и используется исключительно в режиме земель поселений согласно кадастровому плану, в категорию земель особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке не переведен.

Поскольку земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, его отнесение к землям поселений и использование в режиме земель поселений согласно кадастровому плану, данного обстоятельства не меняет. Кроме того, в границах населенного пункта могут находиться земельные участки, отнесенные к землям иных категорий, со своим правовым режимом, в том числе земли особо охраняемых природных территорий. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд не принимает довод заявителя жалобы о том, что выбор земельного участка и место размещения объекта (гостиничного комплекса) были согласованы со всеми службами города и края, в силу того, что земельный участок относится к федеральной собственности и КУМИ г.-к.Анапа не вправе был заключать договор аренды.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что переданный по спорному договору земельный участок является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с п.3 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Кодекса., в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст.114 Конституции Российской Федерации, ст.14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997г. №2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно ст.12 Федерального конституционного закона  «О Правительстве Российской Федерации» функции между федеральными органами исполнительной власти распределяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004г. №200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Следовательно договор аренды от 19.12.2006г. №3700003037 земельного участка общей площадью 5 189кв.м, с кадастровым номером 23: 37: 01  07 002:0800, расположенного по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект , 39, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа и ООО «Росстрой»;был заключен

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2007 по делу n А53-4249/2007. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.  »
Читайте также