Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу n А53-4439/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-4439/2007-С5-34 26 марта 2008 г. 15АП-1212/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2008 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Винокур И.Г. судей Е.В. Андреевой, Н.В. Шимбаревой при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Винокур И.Г. при участии: от заявителя: 1. начальник юридического управления Беккер М. А. паспорт серия 60 01 № 509003 выдан 30.10.2001 г. ОВД Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, по доверенности № 65-юр от 10.05.2007 г.; 2. ведущий юрисконсульт юридического управления Корочинцева А. В. паспорт серия 04 04 № 862993 выдан 02.02.2005 г. ОВД Советского района г. Красноярска, по доверенности № 68-юр от 10.05.2007 г. от заинтересованного лица: юрисконсульт юридического отдела Евсеева Г. Н., по доверенности б/н от 09.01.2008 г. от третьих лиц: представитель не явился, извещен надлежаще рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «РостПромстройбанк» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 января 2008 года по делу № А53-4439/2007-С5-34 принятое в составе судьи Стрекачева А.Н. по заявлению: Открытого акционерного общества "РостПромстройбанк" к заинтересованному лицу: ИФНС РФ по г. Белая Калитва Ростовской области при участии третьего лица: МУП БК "Водоканал" о признании незаконным решения №1 от 09.02.07г., требования №616 от 16.02.07г. УСТАНОВИЛ: ОАО "РостПромстройбанк" (далее - банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белая Калитва (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения от 09.02.07 N 1 и требования от 16.02.07 N 616. В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечено МУП БК "Водоканал". Решением от 20.07.07 суд признал недействительными решение налоговой инспекции от 09.02.07 N 1 и требование от 16.02.07 в части взыскания с банка 216637 рублей 08 копеек пени по пункту 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требования суд отказал. Решение мотивировано тем, что инспекция обоснованно квалифицировала действия банка по пункту 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации и привлекла банк к налоговой ответственности по этой статье в виде взыскания штрафа в размере 10907 рублей 71 копейки. Суд указал, что ответственность банка по пункту 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации при толковании данной нормы во взаимосвязи со статьей 60 Кодекса наступает в зависимости от наличия денежных средств на счете клиента, в отношении которого осуществляется взыскание. В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.11.07г. Вх. Ф08-7241/07-2851А решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.07 по делу N А53-4439/2007-С5-34 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что суд недостаточно исследовал вопрос о том, какие именно налоги, сборы, а также пени подлежали взысканию с должника на основании выставленных налоговым органом инкассовых поручений, и за какой период, не выяснил (учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 25), относится ли обязательный платеж к текущим требованиям или подлежит включению в реестр требований кредиторов. Кроме этого, в постановлении указано, что состав налогового правонарушения, указанного в п. 1 ст. 135 НК РФ, является формальным, а не материальным и применение ответственности по нему не зависит от наличия или отсутствия денежных средств на счете, к которому предъявлено инкассовое поручение. Следовательно, вывод суда о том, что размер штрафа должен производиться исходя из сумм, находившихся на расчетном счете должника, основан на ошибочном толковании положений ст. 135 НК РФ. Решением от 25.01.2008г. суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что состав налогового правонарушения, указанного в п. 1 ст. 135 НК РФ, является формальным, а не материальным и применение ответственности по нему не зависит от наличия или отсутствия денежных средств на счете, к которому предъявлено инкассовое поручение. Следовательно, размер штрафа должен производиться исходя из сумм, находившихся на расчетном счете Общества. Суд пришел к выводу о том, что Банк был не вправе возвращать инкассовые поручения Инспекции и тем самым нарушать положения ст. 60 НК РФ. Датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. Выявленная в ходе выездных налоговых проверок и взыскиваемая инкассовыми поручениями налоговая задолженность является текущей, т.е., возникшей в период наблюдения и внешнего управления МУП БК «Водоканал», а в отношении НДФЛ, частично и в ходе конкурсного производства, а потому в силу норм Закона о банкротстве и разъяснений Пленума ВАС РФ подлежала взысканию Инспекцией в порядке, установленном НК РФ, что и было фактически произведено Инспекцией. Решения Инспекции №№ 52 и 59 вступили в законную силу, а потому подлежали исполнению в установленном порядке. В редакции п. 1 ст. 135 НК РФ, действовавшей до 01.01.07 г., взыскиваемая данной статьей неустойка была поименована пеней, тогда как на момент вынесения решения в указанный пункт с 01.01.07 г. ФЗ № 137-ФЗ были внесены изменения и взыскиваемая неустойка стала именоваться штрафом. Данные изменения были внесены в связи с некорректным поименованием законодателем ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 135 НК РФ. Пеня является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и регулируется главой 11 НК РФ, тогда как штраф является мерой ответственности за нарушение налогового законодательства (главы 16 и 18 НК РФ). Вместе с тем, несмотря на то, что ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 135 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.07 г. и была поименована пеней, однако в связи с тем, что данная ответственность, содержалась в главе 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение» Инспекцией фактически был взыскан штраф, предусмотренный главой 18 НК РФ и была в полной мере реализована процедура привлечения Банка к налоговой ответственности, предусмотренная НК РФ, а не процедура взыскания предусмотренная ст. 75 НК РФ пени. Поскольку Банк необоснованно возвратив Инспекции инкассовые поручения, неправомерно не исполнил их и не перечислил в бюджет взыскиваемые суммы налогов, суд считает, что Инспекция обоснованно квалифицировала действия Банка по п. 1 ст. 135 НК РФ и привлекла Банк к предусмотренной данной статьей налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 227 544 руб. 79 коп. ОАО "РостПромстройбанк" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просило отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, так как инкассовые поручения по взысканию доначисленной задолженности были предъявлены в период конкурсного производства, банк обоснованно возвратил их налоговому органу. Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительным ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Под предъявлением требований к должнику в рамках ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) понимается установленный этим Законом порядок, целью которого является исключение удовлетворения требований кредиторов в индивидуальном порядке. Таким образом, налоговая инспекция не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в рамках конкурсного производства вне очереди, но за счет оставшегося после удовлетворении требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Нормы статьи 46 Налогового Кодекса РФ к спорным отношениям в данном случае не подлежат применению, так как не регулируют вопросы взыскания налогов с несостоятельных должников, и положения Налогового Кодекса РФ должны применять к последним в соответствие с п. 3. ст. 232 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» постольку, поскольку не противоречат данному федеральному закону. МУП БК «Водоканал» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство 12.09.2005, 11.02.2006 закрыт реестр кредиторов. Согласно положениям п. 4 ст. 142 Закона требовании конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Закон не предоставляет налоговым органам права бесспорного списания денежных средств со счетов должника по требованиям об уплате налогов и сборов, заявленным после закрытия реестра требований кредиторов, преимущественно перед интересами других кредиторов, заявивших требования в установленный срок. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей. Таким образом, решение вынесено с неправильным применением норм материального права, поскольку не был применен закон, подлежащий применению - ст. 142 ФЗ «О банкротстве». Оспариваемым решением налогового органа №1 от 09.02.2007 банку предложено уплатить пени в размере 227544 руб. 79 коп., в то время как пунктом 1 статьи 135 Налогового Кодекса РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа. При принятии решения № 1 от 09.02.2007 ИФНС России по г. Белая Калитва руководствовалась статьей 101.1 части первой Налогового Кодекса РФ. В соответствии с федеральным законом №137-ФЗ от 27.06.2006 статья 101.1 признана утратившей силу. Таким образом, решение о привлечении банка к ответственности принято на основании недействующего на момент вынесения решения законодательства. На момент предъявления в банк инкассовых поручений на счете клиента имелись денежные средства в сумме 857 473,56 руб., о чем налоговому органу было известно. Банк считает, что состав налогового правонарушения является материальным. Банк как участник системы расчетов, выполняя распоряжение налогового органа, производит списание денежных средств со счета клиента в пределах находящихся на счете денежных средств. Учитывая, что банк не может производить списание в сумме превышающей остаток средств на счете, расчет суммы штрафа должен производится исходя из сумм, находившихся на расчетном счете Общества. Представители общества в судебном заседании доложили апелляционную жалобу, просили решение суда отменить, принять судебный акт об удовлетворении требований. Налоговый орган отзыв на жалобу не представил, представитель в судебном заседании устно доводы жалобы оспорил, считает принятый судебный акт законным и обоснованным. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 20.01.04г. определением АС РО по делу №А53-16887/03-С2-8 в отношении МУП БК «Водоканал» введена процедура наблюдения; определением от 01.06.04г. внешнее управление; решением от 12.09.05 г. конкурсное производство. В 2006 году Инспекцией проведены выездные налоговые проверки МУП БК «Водоканал» за период с 01.01.02 г. по 31.12.04 г., по НДФЛ за период с 01.05.04 г. по 30.11.05 г. - акт № 62 от 06.10.06 г., решение № 52 от 03.11.06 г., а также за период с 01.01.05г. по 31.12.05 г., по НДФЛ за период с 01.12.05 г. по 31.07.06 г.- акт № 71 от 01.12.06г., решение № 59 от 22.12.06 г. На основании решения № 52 от 03.11.06 г. в адрес Банка направлены требования об уплате налога и пени от 13.11.06 г. №№ 13445, 13444, 13434, 13428, 13433, 13460, 13435,13432, 13430, 13431, 13437, 13466, 13457, 13443, 13458, 13438,13427, 13441, 13459, 13456,13465,13440, 13442 и в порядке ст. 46 НК РФ вынесены решения от 29.11.06 г. №№ 1819, 1841, 1840, 1839, 1838, 1837, 1836, 1835, 1834, 1833, 1832, 1831, 1830, 1829, 1828, 1827, 1826, 1825, 1824, 1823, 1822, 1821, 1820 в соответствии с которыми к расчетному счету МУП БК «Водоканал», открытому в Банке, 27.12.06 г. выставлены инкассовые поручения: № 3473 на сумму 499 руб. на уплату пени по налогу на имущество (пени исчислены с задолженности возникшей в период внешнего управления - июнь-декабрь 2004 г.); № 3474 на сумму 985 руб. на уплату пени по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет (пени исчислены с задолженности возникшей в период внешнего управления - июнь-декабрь 2004г.); № 3475 на сумму 13 616 руб. на уплату налога на прибыль, зачисляемому в местный бюджет (июнь-декабрь 2004 г. - внешнее управление); № 3476 на сумму 320 701 руб. на уплату НДС (июнь-декабрь 2004г.- внешнее управление); № 3477 на сумму 115 774 руб. на уплату налога на прибыль, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу n А32-20231/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|