Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 по делу n А53-3703/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-3703/2009 21 августа 2009 г. 15АП-6262/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2009 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Корневой Н.И. судей Барановой Ю.И., Ехлаковой С.В. при ведении протокола судебного заседания председательствующим Корневой Н.И. при участии: от истца: представитель Чуприн Э.Н., дов. от 19.04.2007; от ответчика: представитель Демченко В.Е., дов. от 01.04.2009; от третьих лиц: представитель Пешков М.А., дов. от 15.12.2008, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2009 по делу № А53-3703/2009 по иску ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» к ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге при участии третьего лица – ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» о взыскании 680061 руб. 20 коп. принятое в составе судьи Острянского А.Д. УСТАНОВИЛ: ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге (далее – ведомственная охрана) о взыскании 680 061 руб. 20 коп. – ущерба, причиненного в результате утраты части груза в пути следования при осуществлении перевозки железнодорожным транспортом. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога». Решением арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены расходы по уплате госпошлины. Мотивируя решение, суд указал, что сопровождение и охрана груза в пути следования осуществлялась ведомственной охраной, доказательства, свидетельствующие о том, что погрузка осуществлена с нарушением требований, а также подтверждающие отсутствие вины ответчика в несохранной перевозке отсутствуют, следовательно, охрана должна нести ответственность за причиненный ущерб. Не согласившись с принятым судебным актом, ведомственная охрана подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что право требования возмещения убытков, вызванных ненадлежащим исполнением договора № 8/НОР-2/239/1234/2007 от 01 ноября 2007 г. возникает непосредственно у стороны данного договора, а именно ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Истец стороной названого договора не является, следовательно, в рамках данного обязательства, кредитором по отношению к ответчику выступать не может. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что грузополучатель для приема груза на станцию прибытия не явился, перевозчик от составления акта о неприбытии грузополучателя отказался, о чем составлены соответствующие акты. С момента подачи на территорию ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» до момента коммерческой выдачи цистерна с бензином простояла без охраны 4 часа 30 минут, т.к. ведомственную охрану на территорию грузополучателя не допустили. В нарушение статей 41, 119 УЖТ РФ перевозчик в пути следования, в т.ч. на станции им. Максима Горького, а также на станции назначения комиссионную проверку состояния массы груза в цистерне не проводил, коммерческий акт не составлял. После подачи цистерны на путь необщего пользования перевозчик категорически отказался от принятия участия в комиссионной проверке. В пути следования на ст. Бирюзовая имело место необоснованное бросание перевозчиком грузового поезда, в составе которого следовала цистерна, в результате чего сложились условия, способствовавшие совершению преступления по хищению груза. ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» в отзыве на апелляционную жалобу указало на несостоятельность доводов ответчика. ОАО «Российские железные дороги» в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласилось, считая решение суда законным и обоснованным. В судебном заседании представители истца, ответчика и третьего лица поддержали правовые позиции, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах. Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» заключен договор №8/нор-2/-1234/2007 от 01.11.2007г., согласно п. 2.1 которого охрана приняла на себя обязательства по обеспечению сохранности грузов в вагонах (контейнерах), перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и иными нормативными актами в области железнодорожных перевозок. Согласно п.п. 2.3, 3.3 договора №8/нор-2/-1234/2007 грузы в вагонах (контейнерах) принимаются под охрану на железнодорожных путях (местах) общего и необщего пользования после оформления в установленном порядке перевозочных документов. Услуги по сопровождению и охране вагонов (контейнеров) с грузом в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом оказывается охраной в рамках договора перевозки, заключенного грузоотправителем, грузополучателем с перевозчиком, а также в соответствии с Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом. Пунктом 5.2 данного договора предусмотрено, что в случае хищения, утраты, повреждения груза в пути следования при выполнении обязательств по настоящему договору охрана возмещает заказчику причиненный ущерб в размере стоимости похищенного, утраченного, поврежденного груза на основании письменной претензии заказчика. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявляемые заказчиком требования, в т.ч. коммерческий акт, которые представляются в подлинниках либо надлежащим образом заверенных копиях. Охрана несет ответственность за сохранность груза от момента приема вагонов (контейнеров) с грузом по акту передачи, до момента передачи уполномоченному представителю заказчика. На основании договора №1354/2007 от 01.12.2007г. на поставку нефтепродуктов и оказание агентских и иных услуг ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» (поставщик) по ж.д. накладной №ЭХ667448 в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» (покупатель) Павловская нефтебаза, станция Сосыка-Ростовская Северо-Кавказской железной дороги 12.11.2008г. отгружен бензин автомобильный неэтилированный Регуляр Евро-92 вид 1. в количестве 52500 кг в вагоне-цистерне №51097111. Вышеназванный груз следовал в сопровождении ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ по соответствующей железнодорожной накладной, оформленной грузоотправителем, со станции Татьянка Приволжской железной дороги до станции Сосыка-Ростовская Северо-Кавказской железной дороги. Согласно ж/д накладной вагон-цистерна опломбирован ЗПУ «Спрут» 777 РЖД с 5001571 РЖД. На станции Максима Горького Приволжской железной дороги зафиксирован спил одного пломбировочного ушка на винте ригеля цистерны с бензином, установлена замена запорно-пломбировочного устройства грузоотправителя на ЗПУ «Спрут» 777 ПРБ 4456914, срок доставки продлен, о чем составлен акт общей формы №61100-2-Б/1/12516 от 12.11.2008г. На станции Павловская Краснодарского края 08.12.2008г. следователем СО при ЛОВД на станции Кавказская в присутствии понятых, а также с участием начальника Павловской нефтебазы ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» Карелина Г.Я., начальника СБ ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» Буленко И.Н., а также приемосдатчика Саченко О.Я. произведен осмотр вагона-цистерны, по результатам которого составлен протокол осмотра места происшествия, в котором отражены вышеописанные обстоятельства, а также изъятие ЗПУ «Спрут» 777 ПРБ 4456914, отбор образцов бензина из вагона-цистерны. От подписания протокола представитель перевозчика Савченко О.А. отказался, о чем в протоколе имеется соответствующая отметка. При приемке груза в составе комиссии с участием представителей грузополучателя и общественности установлена недостача бензина в количестве 37366 кг на сумму 680 061, 21 руб., что отражено в актах №02903 от 08.12.2008г. и №02903/1 от 09.12.2008г. Комиссией произведен отбор проб бензина из вагона-цистерны, о чем составлен акт №1762 от 08.12.2008г., опломбирование и передача цистерны №51097111, находящейся на подъездном пути огороженной и охраняемой территории Павловской нефтебазы под охрану охраннику отделения службы безопасности Павловской нефтебазы ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», о чем составлен акт №001 от 08.12.2008г. Претензией №631 от 30.12.2008г. ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» потребовало от ведомственной охраны возместить причиненный в результате хищения нефтепродуктов ущерб в сумме 680 061, 20 руб. Претензия оставлена ведомственной охраной без удовлетворения со ссылкой на отсутствие у ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» права требования возмещения ущерба, поскольку договор на оказание услуг по сопровождению груза заключен с грузоотправителем, приемку груза по количеству без участия представителя общественности, а также на то, что грузополучателем в нарушение ст. 119 УЖТ РФ не представлен коммерческий акт, являющийся доказательством размера причиненного ущерба, что послужило основанием для обращения ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя требования истца о взыскании ущерба в размере 680 061 руб. 20 коп. за счет ведомственной охраны суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Из взаимоотношений сторон, сложившихся при исполнении договора от 01.11.2007 г. № 8/НОР-2/239-1234/2007, следует, что данный договор заключен в пользу третьего лица, собственника перевозимых грузов, так как в сопроводительных документах на принимаемый охраной груз указывалось лицо, в интересах которого осуществлялась перевозка. В накладной № ЭХ667448 в графе грузополучатель указан ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт». В соответствии с условиями договора на сопровождение ведомственная охрана приняла на себя обязанности не только в отношении грузоотправителя, но и в отношении грузополучателя. Ответчик, в частности, обязался принять под охрану вагоны с грузами, обеспечить сопровождение и охрану принятых вагонов с грузами и передать грузополучателю вагоны с грузами по прибытии на станцию назначения с оформлением акта передачи (п. 2.2 приложения к договору от 01.11.2007г. № 8/НОР-2/239-1234/2007 (л.д. 46). Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что из договора № /НОР-2/239-1234/2007 не усматривается, что он заключен в пользу третьего лица, не может быть признан обоснованным. В соответствии со статьей 430 Гражданского кодекса Российской Федерации договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Таким образом, собственнику имущества, которому причинен ущерб, переходит право на возмещение должником убытков в силу договора, заключенного кредитором (в данном случае ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт») и должником в пользу третьего лица. При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовались положениями разработанных в соответствии со статьей 17 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 г. № 38, а также нормой статьи 118 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. В пункте 1 Правил перевозок грузов указано, что сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана МПС России и иных федеральных органов исполнительной власти. В силу пункта 3.2 Положения о порядке охраны объектов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного Министерством путей и сообщения Российской Федерации от 06.10.2001 N ЦУО-859, при приеме под охрану вагонов с взрывчатыми материалами обращается особое внимание на исправность кузова вагона (пола, обшивки, стен, крыши, дверей, люков), наличие и исправность ЗПУ, закруток и пломб. Согласно пункту 7 Правил в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей, ответственность за сохранность перевозимых грузов несут уполномоченные грузоотправителем лица, которые сопровождали груз. В соответствии со ст. 36 Устава железнодорожного транспорта РФ грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз в соответствии с заключенным договором поставки с грузоотправителем и получить транспортную железнодорожную накладную, предъявив для этого необходимую документацию. Право распоряжения грузом возникает у грузополучателя с момента получения транспортной железнодорожной накладной. Вагон-цистерна № 51097111 прибыл на станцию назначения в сопровождении охраны с ЗПУ. Факт принятия груза под охрану подтверждается железнодорожной накладной № ЭХ667448, согласно которой ответчик принял от ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» под охрану спорный вагон с исправными ЗПУ грузоотправителя Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 по делу n А32-4188/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|