Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу n А53-2327/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                  дело № А53-2327/2009

07 августа 2009 г.                                                                                  № 15АП-5449/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен          07 августа 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Андреевой Е.В.

судей Винокур И.Г.,  Захаровой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.

при участии:

от заявителя: Сидорова Ю.Н., по доверенности от 11.01.2009г. № 5-СО

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 28329)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной ИФНС России № 7 по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 мая 2009г. по делу № А53-2327/2009

по заявлению открытого акционерного общества «Замчаловский антрацит»

к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России № 7 по Ростовской области

о  признании незаконным отказа  в перерасчете пени, обязании произвести перерасчет пени

принятое в составе судьи Зинченко Т.В.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Замчаловский антрацит» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ростовской области (далее – налоговая инспекция) о признании незаконными действий налоговой инспекции, выраженных в письме №16-02/10662 от 09.10.2008г. об отказе в пересчете пени по взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007г. и обязании налоговой инспекции произвести перерасчет пени на сумму 12 684, 72 руб. (уточненные требования, т.1, л.д.124-125).

Решением суда от 07 мая 2009г. признаны незаконными действия налоговой инспекции, выраженные в письме №16-02/61/10662 от 09.10.2008г. об отказе в пересчете пени по взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007г., как несоответствующие требованиям Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговую инспекцию обязали в месячный срок с момента вынесения настоящего решения устранить допущенные инспекцией нарушения прав и законных интересов общества, произведя перерасчет пени по взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007г. в сторону уменьшения на сумму 12684,72руб.

В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой в которой просит, решение суда от 07.05.2009г. отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований общества.

По мнению подателя жалобы, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Налогоплательщиком не представлено суду доказательств нарушения прав и законных интересов общества отражением на его лицевом счете указанных сумм пени. Суммы пени, исчислены за 2005-2007г.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившегося представителя налоговой инспекции,  уведомленной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представитель заявителя просил решение суда от 07.05.2009г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ОАО «Замчаловский антрацит» зарегистрировано в качестве юридического лица,   имеет  свидетельство   о  государственной  регистрации   юридического   лица   серии   61 №004948327    от    12.05.2005г.,    за    основным    государственным    регистрационным    номером 1056144005862, состоит на налоговом учете в МИ ФНС РФ № 7 по Ростовской области.

ГУ УПФР в г. Гуково Ростовской области направлено в адрес общества требование № 191 от 17.06.2008г. об уплате пени по страховым взносам в сумме 19579, 1 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 17393, 83 руб., на накопительную часть пенсии - 2178, 07 руб. с указанием срока погашения задолженности до 01.07.08 г. Начисление пени производилось за несвоевременную ежемесячную уплату авансовых платежей по страховым взносам. Данное требование об уплате пени по страховым взносам в сумме 19759, 10 руб. обществом исполнено, оплата пени произведена платежными поручениями от 27.06.2008г. №854 на сумму 17393, 83 руб., №855 на сумму 2178, 07 руб.

Общество обратилось в налоговую инспекцию с письмом №7-11/714 от 07.10.2008г.  о производстве перерасчета пеней за 2007г. К указанному письму  приложены расчеты пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, составленным с учетом расчета пеней налоговой инспекции, согласно расчетам пеней обществом пени за нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов по итогам отчетных периодов составляют на страховую часть трудовой пенсии за 2007 год - 6318,06руб., на накопительную часть трудовой пенсии за 2007 год - 569,12 руб.

Налоговая инспекция письмом № 16-02/61/10662 от 09.10.2008г. отказала обществу в перерасчете пеней, указала, что в 2002-2007 годах налоговые органы, выполняя указания ФНС (МНС) России, основанные на разъяснениях Минфина России производили начисление пени при несвоевременной уплате ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам ежемесячно.

Реализуя право на судебную защиту, общество в порядке, определенном ст. 138 НК РФ и 198 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Из представленных доказательств установлено, что налоговым органом обществу начислены пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007г.

Порядок начисления пеней закреплен Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации» (далее – Закон).

Так, пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются и уплачиваются только при нарушении установленных законом сроков уплаты самих страховых взносов, а не ежемесячных авансовых платежей по ним.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

В силу п. 2 ст. 24 Закона ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган в форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате согласно расчету (декларации), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.

Необходимо различать понятие страховых взносов, о которых идет речь в п. 1 ст. 24 Закона, и ежемесячные авансовые платежи по страховым взносам, предусмотренные п. 2 статьи 24 Закона.

Под взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).

Суммы авансовых платежей уплачиваются ежемесячно.

Из анализа, приведенных норм права следует, что окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца. Это подтверждается и положениями абзаца третьего п. 2 ст. 24 названного выше Закона, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов согласно п. 1 ст. 26 Закона обеспечивается пенями. Согласно п. 4 ст. 26 Закона пени начисляются в таком же порядке, как и в отношении налогов и сборов по ст. 58 НК РФ: за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Согласно п. 2 ст. 26 Закона пени начисляются при просрочке уплаты самих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом Закон не содержит норм, распространяющих правило о начислении пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, как это было сделано Законом № 137-ФЗ от 27.07.2006г., в отношении налогов путем внесения соответствующих изменений в НК РФ.

На это указано в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007г. № 47, согласно которому в отличие от регулирования, установленного НК РФ, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентно сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Из смысла вышеуказанных норм законодательства можно сделать вывод о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют иную природу, отличную от налога, не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, и не являются составной частью единого социального налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2003г. № 12355/02; Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004г. № 79).

В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что начисление налоговой инспекцией пеней за нарушение страхователем сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, и на накопительную часть трудовой пенсии, является необоснованным и противоречащим требованиям названного Закона.

В соответствии с расчетом пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование по итогам отчетных периодов 2007г., представленному обществом, не оспоренному налоговым органом, пени за нарушение страхователем сроков уплаты страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 1 квартал составили 6318,06руб. и на накопительную часть трудовой пенсии -569,12руб., по другим отчетным периодам 2007г. просрочка уплаты страховых взносов у Общества отсутствовала. Из требования № 191 от 17.06.2008г. управления следует, что пени за нарушение страхователем сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2007г. составили 17393,83руб. и на накопительную часть трудовой пенсии 2178,07руб. Таким образом, разница в начислении пеней за нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов составляет: на страховую часть трудовой пенсии 11075,77руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 1608,95руб., итого общая сумма 12684,72руб. Расчет пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование по итогам отчетных периодов 2007г., представленный обществом в суд, проверен судом, не оспорен представителем налогового органа, признан правильным.

Согласно ст. 6 и п. 2 ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2007г. №182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 г.г.» Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации. Администратор доходов бюджета согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу n А32-24843/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также