Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 по делу n А53-18782/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26, E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-18782/2007-С3-16 28 февраля 2008 г. 15АП-743/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2008 г.. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Пономаревой И.В. судей Величко М.Г., Барановой Ю.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харитоновым А.С. при участии: от истца: Грядунова Татьяна Ивановна, удостоверение адвоката № 2497, выдано 04.11.2004 г. ГУ МЮ РФ по Ростовской области, ордер № 8/26 от 27.02.2008 г., доверенность № 1 от 22 августа 2007 г. от ответчика: Исмаилова Кадыма Айдабековна, паспорт 60 05 050987, выдан ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, дата выдачи 23.07.2004 г., доверенность № НЮ – 10/1142 от 19.12.2007 г. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества " Российские железные дороги" в лице филиала СКЖД на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 декабря 2007 г., принятое в составе судьи Острянского А.Д. по делу № А53-18782/2007-С3-16 о взыскании 867 707 руб. 36 коп. по иску: ООО " Металлобаза Юг", г. Таганрог, Ростовской области к ответчику: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала СКЖД, г. Ростов-на-Дону УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "Металлобаза Юг" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиал СКЖД (далее – ответчик) о взыскании сборов за подачу - уборку вагонов, платы за пользование вагонами, хранение грузов в сумме 832 383,08 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 35 324,28 руб. Истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил ходатайство об изменении размера исковых требований в сторону их уменьшения до суммы 753 223 руб. 99 коп. в том числе: сбор за подачу уборку вагонов - 485 276 руб. 62 коп. плата за пользование вагонами 139 911 руб. 57 коп. хранение на СВХ 128 035 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами - 32 467 руб. 22 коп. Ходатайство в прядке ст. 49 АПК РФ было удовлетворенно судом первой инстанции. Решением суда от 25 декабря 2007 г. с ответчика в пользу истца взыскано 753 223 руб. 99 коп. – задолженности в том числе: сбор за подачу уборку вагонов – 485 276 руб. 52 коп. плата за пользование вагоном 139 911 руб. 57 коп., хранение на СВХ 128 035 руб. 90 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами – 32 467 руб. 22 коп. за период с 15.12.2006 г. по 22.11.2007 г., 20 000 рублей представительских расходов, 14 356 руб. 91 коп. госпошлины. Ответчик не согласившись с вынесенным решением обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что в процессе вынесения решения судом первой инстанции неполно исследованы материалы дела, решение является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 22 Устава железнодорожного транспорта РФ все расходы перевозчика, в том числе, расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, погрузкой и выгрузкой грузов, хранение грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие, возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов, возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей. Телеграммой ОАО «РЖД» от 29.12.2005 г. № 3/3559 (ЦМД-16/37-ЦФТОТ-14/ЦФД-16/ЦТБД) предписано начислять плату за пользование вагонами с момента уведомления грузополучателя о прибытии груза согласно ст. 34 УЖТ РФ (при условии помещения вагонов на пути зоны таможенного контроля (ЗТК)). Приказами начальника Таганрогской таможни № 105 и 106 от 10.03.2005 г. приемосдаточные пути парков «А» и «В» ст. Марцево объявлены зонами таможенного контроля, при размещении на которых вагоны приобретают статус находящихся на временном хранении (ст. 77 Таможенного кодекса РФ), а с момента уведомления об этом грузополучателя исчисляется оплачиваемое время нахождения вагонов в ЗТК - плата за пользование вагонами. Заявитель жалобы указывает, что на основании разъясняющего указания ОАО «РЖД» от 20.05.2005 г. № СБ-5446 о порядке применения статей Таможенного кодекса РФ статьями 69 и 77 Таможенного кодекса РФ предписывается предъявление перевозчиком товаров и транспортных средств таможенным органам в местах их прибытия на таможенную территорию РФ. Товары с этого момента приобретают статус находящихся на временном хранении с помещением их в зону таможенного контроля. Грузополучатель, в соответствии с договором об оказании услуг, оплачивает договорную ставку хранения груза в ЗТК с момента помещения вагонов в ЗТК, т. е. с момента подачи вагонов на пути ЗТК в соответствии со ст. 92 Таможенного кодекса РФ. По мнению заявителя апелляционной жалобы, данное положение должно соблюдается вне зависимости от времени работы таможенного органа, в том числе, в случае прибытия вагонов в выходные и праздничные дни, во избежание потерь ОАО «РЖД» от простоя вагонов, связанного с хранением в ЗТК. На основании изложенного ответчик просит решение суда первой инстанции отменить в предъявленных исковых требованиях отказать. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца в судебном заседании представил и доложил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с декабря 2006 года по 30 июня 2007 года в адрес ООО «Металлобаза Юг» на станцию назначения Марцево СКжд прибывали вагоны с экспортным грузом, в отношении которых необходимо осуществление процедуры таможенного оформления. Спорные вагоны подавались дорогой в зону таможенного контроля и после таможенного оформления, убирались из нее. С 15.12.2006 г. по 30.06.2007 г. ответчиком было списано с счета Тех ПД истца сумма в размере 832 382 руб.08 коп. в которую были включены дополнительные сборы за подачу, уборку вагонов, плата за пользование вагонами, хранение грузов в зоне таможенного контроля. Истец во избежание списания штрафных санций был вынужден постоянно пополнять свой счет с учетом выставленных сумм. Списание со счета Тех ПД истца денежных средств подтверждается накопительными карточками, перечнями, счетами фактурами, а также справками о движении денежных средств представленными истцом в материалы дела. Суд первой инстанции правильно определил, что отношения между перевозчиком и грузополучателем - ООО «Металлобаза Юг» вытекают из договора перевозки груза и должны регулироваться положениями главы 40 ГК РФ и транспортным законодательством. В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. В рассматриваемом случае дорога осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, как таможенный перевозчик (ст. 93 ТК РФ). Согласно ст.785 ГК РФ перевозчик считается выполнившим свои обязательства по договору перевозки в момент выдачи груза грузополучателю. В случае международной перевозки, согласно ст. 191 ТК РФ, таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, за исключением случаев, предусмотренных кодексом. Согласно ст. 131 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. При ввозе на территорию РФ таможенный контроль завершается в момент выпуска груза в свободное обращение, следовательно, международная перевозка заканчивается с момента допуска груза в свободное обращение и выдачи его грузополучателю. Поскольку, выдача груза осуществляется после уборки вагонов из зоны таможенного контроля, следовательно, услуги оказываемые до данного момента, по расформированию поезда, подаче и уборке в зону таможенного контроля, как оказываемые до момента окончания международной перевозки, входят в перечень начально-конечных операций, указанных в п. 1.16. Прейскуранта 10-01, и, соответственно, стоимость данных услуг включена в тариф перевозки грузов и оплачена грузоотправителем на станции отправления. Следовательно, суд первой инстанции правильно определил, что повторное взыскание стоимости данных услуг с грузополучателя будет являться неправомерным. В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 30 от 06.10.2005 г. «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных в ст. 22 УЖТ РФ перевозчик должен предоставить доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами госконтроля. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для взыскания с грузополучателя расходов железной дороги, по подаче и уборке вагонов, в актах общей формы должен быть указан номер распоряжения таможенных органов и дата выдачи данного распоряжения, однако, в представленных актах общей формы данные сведения отсутствуют. Дорогой не были представлены в суд первой инстанции и иные доказательства, подтверждающие дачу соответствующих указаний таможенными органами. Согласно ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом, лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания. Данное требования АПК РФ ответчиком по данному делу выполнены не были, следовательно решение суда первой инстанции вынесено в полном в соответствии с действующим законодательством основываясь на представленных сторонами в материалы дела доказательств. Судом первой инстанции было правильно определено, что согласно ст. 191 Таможенного кодекса РФ при международной перевозке таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, за исключением случаев, предусмотренных кодексом. Поэтому основанию перевозчик обязан во всех случаях, в рамках международной перевозки подавать вагоны в зону таможенного контроля и выполнение установленной таможенным кодексом обязательной процедуры таможенного оформления неправомерно рассматривать как действия, совершенные по указанию таможенных органов, в связи с чем, списание дорогой с лицевого счета истца суммы за подачу - уборку вагонов в размере 485 276 руб. 52 коп. ( с НДС) было неправомерно. Судом первой инстанции правильно определил, что начисление дорогой сборов за хранение таможенного груза на складах временного хранения было произведено неправомерно. В соответствии со ст. 38 Устава железнодорожного транспорта РФ при своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение двадцати четырех часов после окончания срока доставки. Расходы перевозчика, возникающие после окончания срока доставки в связи с хранением грузов на железнодорожной станции назначения сверх указанного срока, оплачиваются грузополучателем по соглашению сторон. Дорогой не представлены доказательства заключения между сторонами указанного соглашения, подачи истцом заявки на хранение груза и двустороннего согласования цены за хранение груза в соответствии с действующим законодательством. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании платы за пользование вагонами ввиду следующего. В соответствии со ст. 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и п. 2 Правил выдачи грузов, утвержденных приказом МПС № 29 от 18.06.2003 г. перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее, чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия. О прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена стация назначения. Спорные вагоны прибывали на станцию Марцево, которая одновременно является и местом прибытия на таможенную территорию РФ и ж.д. станцией назначения. Правовое значение уведомления грузополучателя о прибывших в его адрес грузах состоит в том, что момент уведомления, является моментом, начиная с которого у грузополучателя возникает возможность совершать юридически значимые действия в отношении прибывших в его адрес грузов, и, соответственно, с данного момента он несет ответственность в случае не распоряжения грузами, т.е. за задержку вагонов. Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что в случае прибытия импортных грузов обязанность дороги по уведомлению складывается из двух составляющих: уведомления грузополучателя и уведомления таможенного органа. Таким образом, право совершать какие-либо юридические действия у грузополучателя возникает только после уведомления как самого грузополучателя так и таможенного органа. Следовательно, надлежащим уведомлением дорогой является уведомления обеих субъектов (грузополучателя и таможенного органа), указанных ст. 34 УЖТ. Факт уведомления грузополучателя сторонами не оспаривается. Из материалов дела следует, что уведомление таможенного органа совпадает со временем указанным в штампе таможни о помещении вагонов в ЗТК. Согласно ст. 34 УЖТ РФ в случае, если перевозчик не выполняет свою обязанность по уведомлению, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 по делу n А32-16652/2002. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|