Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу n А32-23886/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/аПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-23886/2008 02 июня 2009 г. 15АП-1377/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2009 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ломидзе О.Г. судей Галова В.В., Тимченко О.Х. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В. при участии: от истца: не явился, извещен; от ответчика: Полунцев А.Г., доверенность от 07.04.2009г.; от третьих лиц: не явились, извещены рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 декабря 2008г. по делу № А32-23886/2008 (судья Волков Я.Е.) по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Со-Петрол" при участии третьих лиц Управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ответчику обществу с ограниченной ответственностью “Со-Петрол” (далее общество) о признании недействительным зарегистрированного права аренды общества на земельный участок площадью 2 992 кв.м. с кадастровым номером 23:49:003 002 0025:0003, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее департамент). В обоснование заявленных требований Росимущество управление указало следующее. Между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края и обществом заключен договор аренды спорного земельного участка, который расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта Сочи, относится к землям особо охраняемых природных территорий и является федеральной собственностью. На момент заключения договора правом распоряжения спорным земельным участком был наделен Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края. В отзыве на исковое заявление департамент заявил о применении срока исковой давности, указал на то, что на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 23.07.1999г. №540 право заключения от имени администрации Краснодарского края договоров аренды земельных участков было делегировано комитету по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 22.03.2001г. №204 к департаменту был присоединен комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края, департамент является правопреемником комитета. В связи с данными изменениями были заключенные дополнительные соглашения к договору аренды от 15.01.2002г. и от 19.02.2003г., которыми права и обязанности по договору аренды были переданы департаменту имущественных отношений Краснодарского края. Решением суда от 31 декабря 2008г. исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что спорный земельный участок отнесен к федеральной собственности. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия решения комитетом по управлению государственным имуществом КК о предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка. Департамент не имел полномочия по распоряжению этим земельным участком. Департамент, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Департамент просит решение суда отменить. Указывает на то, что согласно ч. 11 ст. 1 Федерального закона №244-ФЗ спорный земельный участок относится к собственности муниципального района или городского округа. В связи с чем Территориальное управление не имеет материального и правового интереса в оспаривании права аренды спорного земельного участка и является ненадлежащим истцом. Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 08 апреля 2009г. От Росимущества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывается на отнесение земельного участка к федеральному уровню собственности, на наличие полномочий по распоряжению в декабре 2000 года спорным земельным участком исключительно у комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края. К спорным правоотношениям не могут быть применены положения ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки Росимуществом не заявлялись. В судебном заседании 08 апреля 2009г. представитель общества пояснил, что спорный договор аренды зарегистрирован в установленном порядке, зарегистрированы и дополнительные соглашения к нему. Общество надлежащим образом исполняет обязательства по оплате арендных платежей, что подтверждается копиями актов сверки взаиморасчетов по арендной плате и пени, платежными поручениями и выписками с расчетного счета ООО “Со-Петрол”. В декабре 2007 года прошли общественные слушания по изменению вида разрешенного использования спорного земельного участка со “строительства комплекса придорожного автосервиса с автозаправочной станцией” на “гостиничный комплекс апартаментного типа”. До настоящего времени общество не может переоформить договор аренды земельного участка с измененным видом разрешенного использования, и начать строительство гостиничного комплекса ввиду противодействия со стороны ОАО “Пансионат с лечением “Камелия”. Представитель общества представил договор подряда от 08.08.2008г. №04-045/0498, договор С-173 на проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий от 15.08.2008г., договор подряда от 30.10.2007г. №03-090/1667, договор от 06.12.2007г. №101, выписку по лицевому счету за период с 17.07.2007г. по 06.04.2009г., копии платежных поручений. Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 06 мая 2009г. Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, департамент и Росимущество извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако представителей своих не направили. В судебном заседании 06 мая 2009г. представитель общества пояснил, что департамент был уполномочен действовать от имени Министерства имущественных отношений Российской Федерации. В судебном заседании был объявлен перерыв до 13 мая 2009г. до 09 час. 20 мин. С целью представления сторонами дополнительного соглашения от 19.02.2003г. к договору от 22.12.2000г. №33/2059 с подтверждением его регистрации в реестре суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 27 мая 2009г. К судебному заседанию 27 мая 2009г. в апелляционный суд поступила выписка из ЕГРП и Справка о содержании правоустанавливающих документов, полученные по запросу суда относительно земельного участка с кадастровым номером 23:49:003 002 0025:0003. От общества поступили копии договора № 33/2059 аренды земельного участка от 22.12.2000 года и дополнительных соглашений к нему от 15.01.2002г. и от 19.02.2003 г. со штампами о регистрации в ФРС. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества просил удовлетворить апелляционную жалобу, пояснил суду, что дополнительные соглашения подписаны департаментом, зарегистрированы в реестре, дополнительное соглашение от 19 февраля 2003 года, по сути, является новой редакцией договора аренды. Департамент в соответствующий период был наделен полномочиями действовать от имени Российской Федерации. Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью "Со-Петрол", Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Материалами дела подтверждается следующее. Между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края (арендодатель) и обществом (арендатор) 22 декабря 2000 года был подписан договор аренды в отношении земельного участка несельскохозяйственного назначения, общей площадью 2 992 кв.м., расположенного в городе Сочи, кадастровый номер 23:49:003 002 0025:0003 для строительства и эксплуатации комплекса придорожного автосервиса с автозаправочной станцией. Договор был зарегистрирован в реестре 25 декабря 2000 года (т.1, л.д.14). 15 января 2002 года заключено дополнительное соглашение к данному договору, дополнительное соглашение заключено между департаментом имущественных отношений Краснодарского края (на стороне арендодателя) и обществом. Дополнительное соглашение зарегистрировано в реестре 22 февраля 2002 года (т.2, л.д.68 оборот). 10 февраля 2003г. заключено еще одно дополнительное соглашение между департаментом (на стороне арендодателя) и обществом. Дополнительное соглашение зарегистрировано в реестре 21 июля 2003г. (т.2, л.д.74 оборот). Суд первой инстанции верно установил, что спорный земельный участок отнесен к федеральной собственности. Как следует из акта проверки использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:003 002 0025:0003, земельный участок расположен по адресу г.Сочи, Хостинский район, Курортный проспект (т.1, л.д.49). Даная зона является зоной размещения санаториев и пансионатов, что соответствует второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта. В соответствии с действующим в момент заключения договора и предъявления иска законодательством земельный участок относился к объектам, находящимся в федеральной собственности, в силу указания федерального закона (ст. 17 Земельного кодекса РФ). Участок, сформированный в пределах зоны особо охраняемых территорий федерального значения, относится по общему правилу к федеральной собственности. Право государственной собственности возникает в данном случае на основании закона, независимо от регистрации этого права в реестре. Данный вывод основан на положениях: - постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации №4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 № 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи", которым установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения; - распоряжения Правительства РФ от 12 апреля 1996 № 591-р, принятому в соответствии с Указом Президента РФ от 06 июля 1994г. №1470 “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей”, Федеральному закону от 23 февраля 1995г. №26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”, которым курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г.Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение; - пункта 6 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995г. №33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, согласно которому особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти; - статьи 29 Земельного кодекса РФ, согласно которой предоставление лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в переделах их компетенции в соответствии со ст.9,10,11 ЗК РФ. Между тем, верно установив отнесение земельного участка к федеральному уровню собственности (на момент заключения договоров), суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о заключении договора неуполномоченным лицом, отсутствии у общества права аренды в отношении указанного земельного участка. Согласно п.3 ст.214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Кодекса. В соответствии с п.1 ст.125 Кодекса органы государственной власти осуществляют от имени Российской Федерации права собственника имущества в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994г. №96 “О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности” (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2003г. №217) к компетенции Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом наряду с иными полномочиями, предоставленными ему законодательством Российской Федерацией, в частности, отнесена передача в установленном порядке государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основании заключаемых с ними договоров. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 октября 1992г. №1231, Положением о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу n А53-27531/2008. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|