Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2009 по делу n А53-16991/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-16991/2008-С4-45 25 мая 2009 г. 15АП-1002/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ткаченко Т.И., судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С., при участии: от заявителя: конкурсного управляющего Антропова К.Ю., паспорт 6004 № 102270, выдан 02.09.2003 г. ОВД Первомайского района г. Ростова-на-Дону; представителя по доверенности от 22.05.2009 г. Гвоздева О.А., паспорт 6004 № 982515, выдан ОВД Советского района г. Ростова-на-Дону 20.05.2004 г.; от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 09.04.2009 г. Балановой Е.Н., ордер от 21.05.2009 г. № 136, паспорт 6003109610, выдан 02.11.2002 г., ОВД Первомайского района г. Ростова-на-Дону; от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом (уведомления № 67117, 67118); рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Красносулинского района на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2008 г. по делу № А53-16991/2008-С4-45 по заявлению МУП «Управление городского хозяйства» к Комитету по управлению имуществом Красносулинского района при участии, МО «Красносулинский район» и МО «Красносулинское городское поселение», о признании незаконным решения от 09.06.2007 г. № 36 об изъятии из хозяйственного ведения МУП «Управление городского хозяйства» недвижимого имущества, принятое судьей Барановой Н.В., УСТАНОВИЛ: Муниципальное унитарное предприятие "Управление городского хозяйства" (далее – МУП «УГХ») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом Красносулинского района Ростовской области (далее – КУИ Красносулинского района РО) № 36 от 09.06.2007 года об изъятии из хозяйственного ведения МУП «УГХ» объектов недвижимости. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что после изъятия спорного имущества, основания для которого отсутствовали, предприятие утратило возможность осуществлять хозяйственную деятельность, и изъятие данного имущества способствовало ухудшению его финансового состояния и признанию предприятия несостоятельным (банкротом). Не согласившись с принятым судебным актом, КУИ Красносулинского района РО обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что судом не было учтено то обстоятельство, что при передаче МУП «УГХ» Красносулинскому городскому поселению предприятию не было передано в хозяйственное ведение спорное имущество, принадлежащее Красносулинскому району. В этой связи заявитель жалобы полагает, что действующим законодательством не предусмотрено положение, при котором собственность одного муниципального образования (Красносулинского района) может находится в хозяйственном ведении предприятия, принадлежащего другому муниципальному образованию другого уровня (Красносулинскому городскому поселению). В отзыве на апелляционную жалобу МУП «УГХ» не согласилось с доводами заинтересованного лица, сославшись на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции. Третьими лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, повторно рассматривает дело. В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснив, что спорное имущество МУП «УГХ» после его передачи Красносулинскому городскому поселению предприятию не передавалось, и принадлежащее Красносулинскому району имущество не может находится в ведении предприятия, принадлежащего Красносулинскому городскому поселению. Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с доводами заявителя жалобы по основаниям, указанным в отзыве, пояснив, что спорное имущество остается за муниципальным предприятием в силу закона независимо от смены собственника имущества. Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителя КУИ Красносулинского района РО, конкурсного управляющего и представителя МУП «УГХ», суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2007 г. по делу № А53-9367/2007-С1-52 в отношении МУП «УГХ» введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2008 г. предприятие признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Антропов Константин Юрьевич. При исполнении своих обязанностей конкурсным управляющим было установлено, что решением Комитета по управлению имуществом Красносулинского района РО № 36 от 09.06.2007 г. был расторгнут договор хозяйственного ведения от 11.01.2005 г. с МУП «УГХ», а также принято решение об изъятии из хозяйственного ведения МУП «УГХ» следующего имущества: здания гостиницы (расположенной по адресу: РО, г. Красный Сулин, ул. Фурманова, 9), помещения бани (РО, г. Красный Сулин, ул. Ленина, 1). Данное решение и является предметом оспаривания по настоящему делу. В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица. В соответствии с частью 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. В силу части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от прав собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Таким образом, собственник вправе изъять имущество, находящееся у предприятия на праве хозяйственного ведения, в случае ликвидации, реорганизации предприятия, использовании имущества не по назначению, либо в случае отказа предприятия от закрепленного за ним имущества. Однако предоставленное названными статьями право собственника изъять у предприятия закрепленное за ним имущество без ликвидации последнего не должно использоваться исключительно с намерением причинить вред другому лицу (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если действия по изъятию имущества совершены с целью избежать обращения взыскания на имущество по долгам кредиторов в случае банкротства предприятия, они не могут считаться правомерными. Кроме того, в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия. При отсутствии у предприятия возможности осуществлять определенные уставом задачи собственник вправе решить вопрос о прекращении его деятельности путем реорганизации или ликвидации (пункт 5 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях), а если стоимость имущества предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (вследствие признания его несостоятельным). Изымая имущество у предприятия без проведения процедур ликвидации либо реорганизации, собственник и предприятие (если оно дает на это согласие) должны доказать, что изъятие произведено правомерно, не нарушает интересов кредиторов и не влечет невозможности осуществления уставной хозяйственной деятельности. В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Однако в прядке вышеназванных правовых норм заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что изъятие произведено правомерно, не нарушает интересов кредиторов и не влечет невозможности осуществления уставной хозяйственной деятельности. Напротив, как следует из материалов дела, изъятие имущества было произведено собственником за полтора месяца до принятия арбитражным судом определения от 24.07.07 по делу № А53-9367/2007-С1-52 о введении в отношении МУП «УГХ» процедуры наблюдения в рамках дела о банкротстве предприятия. Согласно реестру требований кредиторов по состоянию на 03.04.2008 г. суммарный размер требований кредиторов составляет 10335109, 61 рублей (том 2, л.д.33-47). Спорное имущество, переданное МУП «УГХ», было вовлечено в хозяйственную деятельность предприятия, в связи с его эксплуатацией возникли права и обязанности, в том числе долги, в настоящий момент включенные в реестр требований кредиторов, следовательно, фактически режим использования этого имущества отвечает правовому положению режима права хозяйственного ведения, то есть этим имуществом обеспечены обязательства МУП «УГХ» перед контрагентами. Вместе с тем, согласно пункту 40 совместного Постановления Пленума ВС РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК и иными законами. При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными. На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что оспариваемое решение об изъятии имущества муниципального предприятия принималось с целью избежания обращения взыскания на имущество балансовой стоимостью 10682979,22 рублей по долгам кредиторов в случае банкротства предприятия, что лишило предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом, в связи с чем оспариваемые ненормативные акты не соответствуют закону и нарушают интересы как самого предприятия, так и его кредиторов. Из материалов дела также следует, что спорное имущество передавалось в хозяйственное ведение МУП «УГХ» согласно приложению к постановлению главы администрации г. Красный Сулин и Красносулинского района Ростовской области № 1782 от 05.10.2004 г. «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «УПХ». Передача имущества была оформлена актом приемки-передачи между Комитетом по управлению имуществом г. Красный Сулин и Красносулинского района и МУП «Управление городского хозяйства». Указанное муниципальное имущество было принято на баланс МУП «УГХ» на основании приказа №2 от 10.01.2005 г. и использовалось им, что не отрицается сторонами по делу. Согласно статье 11 Федерального закона от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет: - имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; - доходов унитарного предприятия от его деятельности; - Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2009 по делу n А32-25130/2008. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|