Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по делу n А32-45672/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-45672/2014 31 октября 2015 года 15АП-15797/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ванина В.В. судей Ереминой О.А., Ковалевой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноплевым И.А. при участии: от истца: адвокат Рублев В.И., удостоверение, доверенность № 01-02-2015 от 09.02.2015; директор Ильин В.Г., паспорт. от ответчика: представитель Тимченко П.В., паспорт, по доверенности № 01.02-24/15-38; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Ейском районе на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2015 по делу № А32-45672/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью «Катран» к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Ейском районе об изменении соглашения № 1 от 28.08.2013 и о взыскании задолженности и неустойки, принятое в составе судьи Позднякова А.Г. УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Катран» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Ейском районе (далее – ответчик, управление) об изменении соглашения № 1 от 28.08.2013 и взыскании задолженности в сумме 376 794 руб., неустойки в сумме 7 541 руб. 90 коп. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2015 исковые требования удовлетворены частично: с управления в пользу общества взыскана задолженность в размере 376 794 руб., неустойка в размере 7 541 руб. 90 коп., 10 687 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины, 5 000 руб. в возмещение расходов по оплате экспертизы. В остальной части в иске отказано. Обществу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 1 857 руб. 88 коп. Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом первой инстанции было необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства ответчика об уменьшении суммы взыскиваемой неустойки, поскольку у управления отсутствовало финансирование из бюджета, постольку ответчика оплата работ была произведена не в срок. Указывает, что дополнительные работы на сумму 376 794 руб. не входили в предмета спорного контракта, на день его расторжения выполнены не были, акт о приемке данных работ ответчиком не был подписан. В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу. Представители истца просили решение суда оставить без изменения. Законность и обоснованность судебного акта проверена в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 АПК РФ. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, между обществом (подрядчик) и управлением (заказчик) были заключены государственный контракт № 0118200000513000018-0031166-02 от 29.08.2013 и государственный контракт № 6 от 25.07.2013 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту объекта недвижимости. Предметом государственного контракта № 0118200000513000018-0031166-02 от 29.08.2013 являлось выполнение обществом подрядных работ по капитальному ремонту здания туалета управления по адресу: г.Ейск, ул. К.Либкнехта 77. Цена работ по контракту была определена в качестве твердой в размере 299 206 руб. 83 коп. Согласно сметному расчету в предмет контракта входили внутренние работы (разборка проемов, кладка частично стен из кирпича, удаление штукатурки и плитки, разборка полов и бетонных конструкций, демонтаж старого сантехнического оборудования и установка нового сантехнического оборудования, монтаж дверей и оконных блоков, устройство полов, штукатурка внутренней поверхности здания и облицовка) и наружные работы (разборка бетонных конструкций, устройство бетонных фундаментов, устройство металлических ограждений, разборка стен, установка панелей перекрытия). Соглашением № 1 от 14.10.2013 контракт № 0118200000513000018-0031166-02 был расторгнут с обязательством заказчика оплатить фактически выполненные работы. Актом от 14.10.2013 были исключены как не выполненные работы, указанные в смете, позиции: 26, 35, 36, 37, 38, 41, 42 на общую сумму 3 023 руб. 16 коп. Актом КС-2 и справкой КС-3 от 14.10.2013 стоимость выполненных истцом работ определена в сумме 296 183 руб. 67 коп. С учетом договорной пени за просрочку выполнения подрядчиком работ (в сумме 29 920 руб. 68 коп. за период с 08.10.2013 по 12.10.2013) причитающаяся к уплате заказчиком подрядчику сумма определена в размере 266 262 руб. 99 коп. Данная сумма была уплачена управлением обществу 09.04.2014, что подтверждается платежным поручением № 674 от 09.04.2014 и сторонами не оспаривается. В предмет иска входит требование о взыскании договорной неустойки за просрочку оплаты выполненных по данному контакту работ в сумме 7 541 руб. 90 коп. Данное требование удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме. При оценке обоснованности довода апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика об уменьшении суммы неустойки апелляционный суд установил следующее. При оценке правовой природы контракта № 0118200000513000018-0031166-02 апелляционный суд установил следующее. Как следует из выраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ № 24 от 22.06.2006 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 24) правовой позиции, заключаемые учреждением договоры дифференцируются на два вида: договоры, заключаемые учреждениями в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд и контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в редакции, действовавшей на день заключения спорного контракта, (далее – Закон № 94-ФЗ) предусматривает два вида договоров, заключаемых в правовом режиме, установленным данным законом: государственные и муниципальные контракты, заключаемые заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, и гражданско-правовые договоры бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, заключаемые от имени бюджетного учреждения. Из части 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ в совокупностью с содержащимся в Постановлении Пленума ВАС РФ № 24 толкованием норм материального права следует, что государственное учреждение действует в интересах и от имени публичного образования в случаях, когда оно уполномочено органом государственной власти выполнять функции государственного заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Частью 1 статьи 3 Закона № 94-ФЗ к государственным нуждам были отнесены обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также – федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также – нужды субъектов Российской Федерации). К нуждам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации были отнесены обеспечиваемые бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений. Как указано выше, предметом контракта № 0118200000513000018-0031166-02 являлись работы по капитальному ремонту здания туалета управления. Из части 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ следует, что в предмет гражданско-правового договора бюджетного учреждения может входить выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства. Таким образом, спорный контракт по своей правовой природе представляет собой не государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд, а гражданско-правовой договор, заключенный управлением для своих нужд как государственного учреждения в соответствии частью 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ. Тот факт, что в наименовании документа, выражающего содержание спорного договора, стороны использовали словосочетание «государственный контракт» не влияет на правовую квалификацию правоотношений сторон, поскольку, как следует из смысла пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 года № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки», выражающего правовую позицию ВАС РФ по вопросу методологии оценки правовой природы договора, при квалификации правоотношений участников спора судам необходимо исходить из признаков договора независимо от наименования договора и названия его сторон в тексте документа. В силу части 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ субъектом возникшего из контракта № 0118200000513000018-0031166-02 обязательства является не публичное образование (Краснодарский край), а само бюджетное учреждение. В силу изложенного суд первой инстанции правильно определил субъектный состав спорных правоотношений. С точки зрения предмета спорный договор представляет собой договор на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, к правоотношениям из которого в силу пункта 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) применяются правила о договоре строительного подряда (§ 3 главы 37 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором. В силу статьи 702 ГК РФ к подряду на выполнение проектных и изыскательских работ применяются положения, предусмотренные § 1 главы 37 ГК РФ, если иное не установлено правилами ГК РФ об этом виде договора. Из пункта 1 статьи 711 ГК РФ следует, что возникновение обязанности заказчика по оплате подрядных работ обусловлено их надлежащим выполнением подрядчиком и передачей их результата заказчику. Согласно пункту 11.2 контракта № 0118200000513000018-0031166-02 заказчик обязан оплатить подрядчику выполненные работы в течение 14 банковских дней после предъявления подрядчиком подписанных акта КС-2, справки КС-3 и счета подрядчика. Как установлено судом первой инстанции, указанные документы были представлен истцом ответчику 06.12.2013. Соответственно, сроком оплаты являлось 26.12.2013. Работы оплачены заказчиком 09.04.2014. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о просрочке оплаты спорных работ соответствует обстоятельствам дела. Сумма неустойки за просрочку оплаты работ по установленной пунктом 12.2 контракта № 0118200000513000018-0031166-02 ставке (одна трехсотая действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ) определена судом первой инстанции в размере 7 541 руб. 90 коп. Довод апелляционной жалобы о том, что причиной просрочки оплаты являлось отсутствие лимитов денежных средств, в силу чего вина заказчик в ненадлежащем исполнении обязательств по контракту отсутствует, подлежит отклонению в силу следующего. В соответствии с общим правилом, установленным пунктом 1 статьи 401 ГК РФ, условием ответственности должника за нарушение обязательства является его вина. В соответствии с пунктом 2 данной статьи отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Таким образом, обстоятельства на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика. Доказательства того, что при той степени заботливости Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по делу n А32-17803/2015. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|