Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008 по делу n А05-11210/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 марта 2008 года                      г. Вологда                    Дело № А05-11210/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю., Бочкаревой И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельсквторресурсы» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 декабря 2007 года по делу № А05-11210/2007 (судья Звездина Л.В.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Архангельсквторресурсы» (далее –Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) об признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2007 № 2.27-106.07 по делу об административном правонарушении.

Решением суда от 05 декабря 2007 года в удовлетворении требований отказано.

ОАО «Архангельсквторресурсы» в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Указывает, что оспариваемое постановление принято неуполномоченным административным органом, поскольку Управление, являясь территориальным органом федерального органа государственной власти, было не вправе осуществлять контрольные мероприятия в отношении Общества, являющегося объектом, подлежащим не федеральному, а областному государственному экологическому контролю. Также Общество ссылается на нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при составлении протокола об административном правонарушении. Считает, что в действиях Общества отсутствует вина. В случае признания вины Общества в совершении правонарушения оспариваемое постановление подлежит отмене в силу малозначительности правонарушения.

Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, государственным инспектором отдела государственного экологического контроля Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Архангельской области Карушевым А.В. и государственным инспектором Архангельской области по охране природы Карпенко И.Г. в период с 20 августа 2007 года по 20 сентября 2007 года проведена проверка правильности и полноты расчета платы ОАО «Архангельсквторресурсы» за негативное воздействие на окружающую среду, по результатам которой оформлен акт от 24.09.2007 № 06-36/65.07.

При проверке установлено, что Общество не произвело в установленные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» сроки (до 20.04.2007 и до 20.07.2007) оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2007 года. Оплата произведена только 01.08.2007 в размере 4000 руб. (платежное поручение от 01.08.2007 № 1700).

По факту выявленного нарушения составлен протокол об административном правонарушении от 08.10.2007 № 06-2/77.

Административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом  пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002      № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 8.41 КоАП РФ.

Начальник отдела государственного экологического надзора Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Архангельской области Попов И.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, принял  постановление от 19.10.2007 № 2.27-106.07, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 60 000 руб.

Не согласившись с оспариваемым постановлением, ОАО «Архангельсквторресурсы» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Обжалуемое решение суда мотивировано наличием в действиях заявителя состава административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных  статьей 8.41 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004      № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Положение о Ростехнадзоре), которым установлено, что названная федеральная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), а также осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.01.2006 № 47 "О возложении функций администраторов" функции администраторов платы за негативное воздействие  на окружающую среду возложены на управления по технологическому и экологическому надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору указанной федеральной службы.

Согласно пункту 7.1.7 Положения об управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Архангельской области, утвержденного приказом Управления от 22.11.2004 № 206, Управление  в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет проведение проверок (инспекций) и иных мероприятий по надзору и контролю за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил, в том числе, по надзору и контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1 - 3 данной статьи, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно приказу Ростехнадзора от 29.11.2004 № 278 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2004, регистрационный № 6248), в соответствии с частями 1, 2 статьи 22.3, частью 1, пунктами 37, 38, 39, 41, частями 2, 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица Ростехнадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах компетенции органов, осуществляющих государственный экологический контроль, предусмотренных, в том числе, статьей 8.41 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 названной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу статьи 1.5 того же Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исчисление и взимание платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

В пункте 1 постановления Правительства № 632 указано, что утвержденный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов. Приложением № 1 к названному постановлению определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода (календарного квартала), не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Деятельность Общества по заготовке, переработке вторичных ресурсов и по обращению с опасными отходами неразрывно связана с выбросом в атмосферный воздух вредных веществ в месте нахождения отходов производства и потребления.

Кроме того, непосредственно у Общества образуются отходы производства и потребления, которые вывозятся на размещение на свалку ТБО г. Архангельска.

Общество, осуществляющее в ходе производственной деятельности загрязнение окружающей среды, в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду не внесло.

Из материалов дела видно, что Общество не внесло в срок до 20.04.2007 плату за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2007 года и в срок до 20.07.2007 - плату за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2007 года.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Податель жалобы ссылается на нарушение порядка привлечения его к административной ответственности. Апелляционная инстанция не может согласиться с данным доводом Общества по следующим основаниям.

Статьей 28.2 КоАП РФ регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении. Так, данной нормой установлена обязанность административного органа при составлении протокола об административном правонарушении разъяснять лицу, в отношении которого составляется протокол, или его законному представителю предоставленные им Кодексом права и обязанности. Данной нормой также предусмотрено право привлекаемого к административной ответственности лица давать объяснения по поводу вменяемого ему административного правонарушения, а также делать замечания по содержанию протокола, которые к протоколу прилагаются.

Вместе с тем статья 28.2 КоАП РФ не исключает возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Более того, частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по этому делу, но лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Аналогичные положения введены в статью 28.2 КоАП РФ Федеральным законом от 24.07.2007 № 210-ФЗ. Согласно части 4.1 этой статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008 по делу n А66-2935/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также