Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А05-8385/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 февраля 2008 года

г. Вологда

Дело № А05-8385/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2008 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В., Чельцовой Н.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Носковой Р.В.,

         при участии от заявителя Кожуховой В.В. по доверенности от 25.12.2007, Пиличевой О.А. по доверенности от 28.05.2007, от ответчика Гладких О.С. по доверенности от 09.01.2008,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда  Архангельской области от 06 декабря 2007 года (судья Никитин С.Н.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (далее – общество, ОАО «СЛДК») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – налоговый орган, инспекция) от 18.05.2007 № 07-20-100 в части отказа в возмещении и доначислении 219 435 руб. налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

В качестве третьего лица по делу привлечено общество с ограниченной ответственностью «Двина-Инвест» (далее – ООО «Двина-Инвест»).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.12.2007 по делу № А05-8385/2007 признано недействительным, как не соответствующее главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), решение инспекции от 18.05.2007 № 07-20-100  в части предложения ОАО «СЛДК» уплатить 219 435 руб. налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что представленные обществом накладные формы М-15, акты окончательной сдачи лесопродукции и акты сверки не могут служить подтверждением получения им лесопродукции от ООО «Двина-Инвест», поскольку не отражают конкретные хозяйственные операции и составлены не по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичных учетных документов и не подтверждают доставку товара  третьим лицом для его принятия обществом.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает ее доводы необоснованными. Просит жалобу налогового органа оставить без удовлетворения, а решение - без изменения.

Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали  свои доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению, а решение суда – отмене ввиду неправильного применения норм материального права.

Как следует из материалов дела, 22.01.2007 общество представило в инспекцию декларацию по НДС за декабрь 2006 года, в которой заявило к вычету налог, предъявленный налогоплательщику и уплаченный им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, в размере    844 292 руб.

Инспекцией  проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой  руководитель налогового органа вынес решение от 18.05.2007 № 07-20-100 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить НДС в сумме 219 435 руб.

В данном решении инспекции зафиксировано неправомерное предъявление обществом к вычету НДС за декабрь 2006 года в сумме      219 435 руб. по поставщику лесоматериалов ООО «Двина-Инвест».

Свое решение мотивировала тем, что  обществом не представлены товарно-транспортные накладные, а также акты приема-сдачи лесопродукции на верхних рюмах для сплава, которые обусловлены пунктом 2.2 и 3.1, заключенного между обществом и ООО «Двина-Инвест» договора поставки лесоматериалов от 28.11.2005 № 29/33.  В обоснование отказа по данному поставщику инспекция указала на то, что обществом не представлены документы, подтверждающие факт доставки и принятия товаров на учет (оприходования) лесоматериалов; счета-фактуры содержат недостоверные сведения,  отсутствуют товарно-транспортные накладные формы ТОРГ-12.

Суд первой инстанции признал решение налогового органа недействительным, как не соответствующим требованиям НК РФ.

Апелляционная инстанция не может согласиться с ним по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

На основании пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации,  после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной  статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, условиями для произведения вычета налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг), принятие приобретенных товаров на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного               счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров с указанием суммы налога на добавленную стоимость.

Как следует из материалов дела, между ОАО «СЛДК» и ООО         «Двина-Инвест» имели место договорные отношения.

Согласно пункту 1.1 раздела 1 договора поставки лесоматериалов автотранспортом от 23.10.2005 № 29/173 (далее - договор от 23.10.2005            № 29/173), заключенному  между ООО «Двина-Инвест» (далее - поставщик) и ОАО «Соломбальский ЛДК» (далее - покупатель), поставщик обязуется поставить в период с 23.10.2005 по 31.12.2006 автотранспортом лесоматериалы хвойных пород по ГОСТу 9463-88 с назначением - для выработки пиломатериалов северной сортировки, поставляемых на экспорт, сорт 1, 2, а покупатель - принять и оплатить указанные лесоматериалы. Общий объем всех подлежащих поставке лесоматериалов в течение срока, указанного в данном пункте, устанавливается 1500 кубических метров (далее - куб. м).

В соответствии с пунктом 2.3 раздела 2 вышеуказанного договора приемка лесоматериалов по количеству и качеству производится на складе покупателя. Данные входного контроля оформляются актом приемки, который является основанием для расчетов за лесоматериалы.

Согласно пункту 1.1 раздела 1 договора поставки лесоматериалов сплавом в плотах от 28.11.2005 № 29/33 (далее - договор от 28.11.2005               № 29/33), заключенному между ООО «Двина-Инвест» (далее - поставщик) и ОАО «Соломбальский ЛДК» (далее - покупатель), поставщик обязуется поставить в навигацию 2006 года сплавом в плотах лесоматериалы хвойных пород по ГОСТу 9463-88 с назначением - для выработки пиломатериалов северной сортировки, поставляемых на экспорт, сорт I , II, а покупатель - принять и оплатить указанные лесоматериалы. Общий объем всех подлежащих поставке лесоматериалов в течение срока, указанного в настоящем пункте, устанавливается 37 000 куб. м.

В соответствии с пунктом 1.3 раздела 1 вышеуказанного договора приемка по количеству и качеству лесоматериалов, уложенных в плоты, производится на плотбище Борецкого леспромхоза в п. Сельменьга 20 000 куб. м. и на плотбищах Конецгорского леспромхоза в п. Рочегда - 17 000 куб. м.

В подтверждение факта получения лесоматериалов от ООО «Двина-Инвест» и принятия его к учету обществом представлены накладные на отпуск материалов на сторону (форма № М-15), акты сдачи и  акты окончательной сдачи лесопродукции.

     Глава 21 НК РФ не содержит специальных требований к объему и видам первичных документов, на основании которых налогоплательщик вправе принять на учет приобретенный товар.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996  № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Согласно пункту 2 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

 Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 № 132, предусматривает такой первичный учетный документ, как товарная накладная, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

 На основании изложенного оприходование товара, полученного при продаже (отпуске) товарно-материальных ценностей, должно осуществляться на основании товарной накладной, составленной по унифицированной форме ТОРГ-12.

 В данном случае товарные накладные по унифицированной форме  ТОРГ-12 не составлялись.

Согласно пункту 100 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» накладная (типовая межотраслевая форма № М-15) является первичным учетным документом по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации.

Форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30.10.1997  № 71а как унифицированная форма первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве.

В названном приказе также указано, что накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов.

Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.

Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.

Таким образом, накладная формы № М-15 является внутренним документом организации, отпускающим материалы со склада, а не первичным учетным документом для оприходования материалов при осуществлении торговой операции.

Кроме того, из представленных накладных указанной формы  невозможно установить, по какому из договоров  произведена поставка, поскольку в них не указаны дата и номер договора.

Также в вышеуказанных накладных отсутствуют должность и расшифровка подписи лица, разрешившего отпуск и отпустившего товар со стороны ООО «Двина-Инвест», что является нарушением правил составления формы № М-15, утвержденной приказом от 30.10.97 № 71а.

В представленных обществом актах окончательной сдачи сплавной лесопродукции (к счету-фактуре от 01.12.2006 № 36) от 07.06.2006 №  7, 7а, от 30.06.2006 № 225, от 24.07.2006 № 93, 93а, от 16.08.2006 № 132, 132а, от 22.08.2006 № 147, 147а, от 20.09.2006 № 179, 179а, от 25.09.2006 № 183, 183а, от 27.09.2006 № 188, 188а, 189, 189а, от 29.09.2006 № 191, 191а, от 09.10.2006 № 201, 201, а также актах (к счету-фактуре от 01.12.2006 №37) от 11.07.2006    № 227, от 24.07.2006 № 231, от 24.07.2006  № 232, от 31.07.2006 № 234, от 09.08.2006 № 243, от 31.08.2006 № 263, от 11.09.2006 № 266, от 28.09.2006       № 278 не указаны ссылки на реквизиты договора.

Из  актов окончательной сдачи продукции к счету-фактуре от 01.12.2006   № 36, а также из актов к счету-фактуре от 01.12.2006 № 37 невозможно достоверно установить по какому договору принимается лесопродукция.

 Кроме того, вышеуказанные акты не соответствуют требованиям пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Документы, составленные с нарушением требований, установленных пунктом 2 статьи 9 названного закона, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету, поэтому не могут служить основаниями для оприходования товара.

На основании

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А66-5556/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также