Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по делу n А52-5070/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 30 июня 2009 года г.Вологда Дело № А52-5070/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2009 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарём судебного заседания Смыковой Ю.А., при участии от закрытого акционерного общества «Промпереработка» директора Кокорина О.В., от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области Хурват Н.А. по доверенности от 03.02.2009 № 638, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 14 апреля 2009 года по делу № А52-5070/2008 (судья Разливанова Т.А.), у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество «Промпереработка» (далее – общество, ЗАО «Промпереработка») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с требованием, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области (далее – инспекция, налоговый орган) от 30.07.2008 № 11-08/4818дсп о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Решением суда от 14 апреля 2009 года требования общества удовлетворены частично. Инспекция не согласилась с данным судебным актом и обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой о его частичной отмене. Представитель инспекции в суде апелляционной инстанции поддержал доводы и требования, изложенные в жалобе. Общество в отзыве на жалобу и его представитель в суде апелляционной инстанции просили решение суда от 14 апреля 2009 года оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. Обжалуемое решение суда проверено апелляционной инстанцией в порядке статей 266-269 АПК РФ. Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой составлен акт от 16.05.2008 № 11-08/028дсп и принято решение от 30.07.2008 № 11-08/4818дсп о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и налога на имущество. Кроме того, данным решением заявителю начислены налог на прибыль, НДС, налог на имущество, пени за неуплату данных налогов, а также налога на доходы физических лиц и единого социального налога. ЗАО «Промпереработка» оспорило указанное решение инспекции в судебном порядке в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 1 712 213 руб., НДС - в виде штрафа в размере 3 712 921 руб., доначисления налога на прибыль в размере 8 561 063 руб., НДС в сумме – 18 564 599 руб. и в части начисления пеней по налогу на прибыль в размере 1 695 634 руб. 71 коп., по НДС – 5 613 806 руб. 96 коп., по налогу на доходы физических лиц в размере 27 546 руб. 78 коп. Помимо этого, общество при определении размера налоговых санкций просило суд применить смягчающие ответственность обстоятельства. Суд первой инстанции требования общества удовлетворил частично. Инспекция не согласилась с решением суда в части признания недействительным решения от 30.07.2008 № 11-08/4818дсп (далее – решение инспекции, решение налогового органа) о доначислении налогов, пеней и штрафов по эпизодам, связанным с приобретением товаров (работ, услуг) у поставщиков заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная экспедиция» (далее – ООО «Северо-западная экспедиция»), общества с ограниченной ответственностью НПП «Астра» (далее – ООО «Астра»), общества с ограниченной ответственностью «Лусоник» (далее – ООО «Лусоник»), общества с ограниченной ответственностью «Макситрейд» (далее – ООО «Макситрейд»), общества с ограниченной ответственностью «Багира» (далее – ООО «Багира»), общества с ограниченной ответственностью «Триода» (далее – ООО «Триода»), общества с ограниченной ответственностью «Центрум» (далее – ООО «Центрум»), в связи с этим обратилась с апелляционной жалобой об отмене судебного акта в данной части. Каких-либо арифметических разногласий в отношении доначисленных и оспариваемых сумм у сторон не имеется. Заслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда не подлежит изменению, а жалоба инспекции – удовлетворению в связи со следующим. По эпизоду, связанному с получением услуг от ООО «Северо-западная экспедиция», обществу доначислены налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также соответствующие суммы пеней и штрафов. Доначисления по данному эпизоду мотивированы проверяющими тем, что налогоплательщиком при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и по НДС неправомерно учтены в составе расходов и вычетов операции по оказанию услуг данным контрагентом. Данные выводы инспекция обосновывает тем, что у заявителя отсутствуют надлежащим образом оформленные первичные документы, подтверждающие факт оказания данных услуг названным контрагентом и то, что они направлены на получение дохода и приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришёл к выводу, что условия применения расходов и вычетов налогоплательщиком соблюдены, доказательств получения им необоснованной налоговой выгоды инспекция не представила. В подтверждение взаимоотношений с данным контрагентом обществом предъявлены договор от 15.05.2005 № ЭП-02/05, заключенный с ООО «Северо-западная экспедиция» на оказание услуг по предоставлению информации о дислокации вагонов (цистерн), слежению за продвижением вагонов (цистерн), расчету провозных платежей на перевозку грузов, информированию о дислокации вагонов (цистерн) по запросу в оперативном режиме, ручному розыску вагонов (цистерн), выполнению других работ, связанных с отслеживанием цистерн (том 2, лист 117). В подтверждение факта оказания услуг указанным контрагентом общество представило акты выполненных работ за определенные периоды с приложенными к ним реестрами железнодорожных цистерн, где зафиксированы номера цистерн, станции отправления и назначения, даты прибытия, а также информационные письма грузоотправителей продукции с номерами цистерн и весом, заявки ООО «Северо-западная экспедиция» с сообщениями о дислокации цистерн, указанных в информационных письмах (том 2, листы 119-128; том 5, листы 83-145). Инспекция в жалобе ссылается на то, что предъявленные акты выполненных работ не содержат сведений о том, какие конкретно услуги оказаны ООО «Северо-западная экспедиция», в связи с этим считает, что данные акты не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт оказания спорных услуг. Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные документы по рассматриваемому эпизоду, включая реестры железнодорожных цистерн и информационные письма грузоотправителей, пришёл к выводу о том, что факт оказания услуг документально подтверждён. Апелляционная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции. Требования, предъявляемые к оформлению первичных учётных документов, закреплены в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете). Однако законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а налоговое законодательство предусмотрело, что право налогоплательщика на применение вычетов должно быть подтверждено документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главным при оценке первичных документов является, подтверждают ли они факты получения товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом исходя из положений, закреплённых в статьях 252, 171, 172 НК РФ и статье 9 Закона о бухгалтерском учете, не следует, что подтвердить факт получения услуг налогоплательщик может только одним документом – актом выполненных услуг. В совокупности представленные обществом документы позволяют сделать вывод о том, какая конкретно услуга оказывалась во исполнение договора от 15.05.2005 №ЭП-02/05. Помимо этого, факт оказания данных услуг подтверждается также объяснениями руководителя контрагента, имеющимися в материалах дела, представленными налоговым органом. Данные обстоятельства не опровергнуты подателем жалобы, встречная проверка ООО «Северо-западная экспедиция» с исследованием его первичных документов не проводилась. В материалах отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «Северо-западная экспедиция» не осуществляло деятельности и фактически не оказывало услуги заявителю. В связи с этим необоснованной является и ссылка ответчика на то, что услуги оказывались и оплачивались по истечении срока действия договора от 15.05.2005 №ЭП-01/05, поскольку отсутствие договора при наличии первичных учётных документов, подтверждающих факт оказания услуг и факт их оплаты, свидетельствуют о том, что услуги оказаны и оплачены. При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, истечение срока действия договора в силу статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации не означает невозможность продолжения договорных отношений. Довод инспекции о том, что информационные услуги может оказывать лишь открытое акционерное общество «РЖД» (далее – ОАО «РЖД»), правомерно отклонён судом первой инстанции, поскольку действующее законодательство не предусматривает, что подобного рода услуги вправе оказывать только данное юридическое лицо. Довод инспекции о том, что стоимость спорных услуг является завышенной, также правомерно не принят судом первой инстанции как объективно не подтверждённый. Как следует из договора от 15.05.2005 №ЭП-02/05, оплата услуг производилась обществом независимо от количества оказанных услуг - всех, перечисленных в договоре, или какой-то одной в отношении каждой цистерны на протяжении всего пути ее следования. Согласно данному договору вознаграждение за предоставленные услуги составляло 1770 руб. за каждую цистерну с учетом НДС. Действительно, как следует из материалов дела, аналогичные услуги оказывает ОАО «РЖД» (прейскурант №10-01). Однако, как установлено судом первой инстанции при исследовании цены данной услуги и не оспаривается инспекцией, ОАО «РЖД» в рамках оказываемых им услуг предоставляет информацию о движении цистерны лишь на день подачи заявки, а не на протяжении всего пути её следования, как это предусмотрено услугами, оказанными ООО «Северо-западная экспедиция». В соответствии с соглашением от 22.01.2004 № 618050, заключенным ЗАО «Промпереработка» и ОАО «РЖД», обществу оказывались лишь услуги, связанные с расчетами провозных платежей, сборов за подачу и уборку вагонов. Доказательств того, что ОАО «РЖД» оказывало заявителю иные услуги, ответчик не представил. Следовательно, довод инспекции о том, ОАО «РЖД» оказывало обществу услуги аналогичные спорным и по меньшей стоимости, является безосновательным. Ссылаясь на то, что в цистернах обществу поступало давальческое сырье от заказчиков, с которыми отсутствовали какие-либо иные договорные отношения, кроме как произвести переработку сырья и отгрузить по разнарядкам, инспекция считает, что спорные затраты являются расходами в пользу третьего лица и не направлены на получение дохода. Как установлено судом и не оспаривается инспекцией, наличие информации о движении цистерн на протяжении пути следования, подходе цистерн к станции назначения необходимо для принятия оперативных мер по их разгрузке, недопущению скопления вагонов на железнодорожных путях, поскольку непринятие таких мер ведет не только к начислению ЗАО «Промпереработка» штрафных санкций, но и дезорганизует работу железной дороги. Следовательно, спорные услуги служили для получения обществом железнодорожных цистерн, и не зависимо от того, что в данных цистернах поступало также и сырьё для переработки, спорные расходы непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика, поскольку обязанность принять сырье возникла у ЗАО «Промпереработка» как у стороны по договору, заключённому с заказчиками. При этом налоговый орган не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что данные затраты являются расходами заказчиков. Более того, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 № 320-ОП, суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговый орган не вправе оценивать целесообразность заключения хозяйствующим субъектом тех или иных договоров, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Ссылка инспекции на то, что поступавшие денежные средства от общества ООО «Северо-западная экспедиция» перечислялись только одному контрагенту – ООО «Лусоник», руководитель которого отрицает свою причастность к деятельности данной организации, правомерно отклонена судом первой инстанции. В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 53) закреплено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды; налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. В данном случае инспекция не представила Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по делу n А05-1696/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|