Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 по делу n А13-4675/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 июня 2009 года

г. Вологда

Дело № А13-4675/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей  Кудина А.Г. и Чельцовой Н.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,

при участии от предпринимателя Разумовой Е.Н. по доверенности от 02.06.2008, от инспекции Исаковской Е.Н. по доверенности от 25.08.2008, Кокиной Н.П. по доверенности от 09.12.2008,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 апреля                  2009 года по делу № А13-4675/2008 (судья Смирнов В.И.),

 

у с т а н о в и л:

 

предприниматель Юнина Валентина Юрьевна обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.05.2008 № 27.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 апреля                 2009 года заявленные требования удовлетворены.

Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание свидетельские показания Городишениной Т.В., Ромашовой О.В., Шестаковой А.Н., объяснения Юниной В.Ю. Полагает, что в решении налогового органа подробно изложены факты нарушений, допущенных предпринимателем, со ссылкой на подтверждающие документы. Ссылается на факт возбуждения в отношении предпринимателя 25.03.2009 уголовного дела в связи с наличием в его действиях состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 198 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу налогового органа – без удовлетворения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции и отмены решения суда первой инстанции.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности и своевременности уплаты налогов и сборов, по результатам которой составлен акт от 18.04.2008 № 20 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.05.2008 № 27.

Указанным решением Юнина В.Ю. привлечена к ответственности по               пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2005-2006 годы в размере 234 946 руб. 58 коп., за неуплату налога на доходы физических лиц за 2005-2006 годы в сумме 73 203 руб. 03 коп., за неуплату единого социального налога (далее – ЕСН) для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 2005-2006 год в размере 1551 руб. 89 коп., за неуплату ЕСН для индивидуальных предпринимателей за 2005-2006 годы в сумме 16 583 руб.; по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по вышеперечисленным видам налогов за 2005-2006 годы в общей сумме 3 093 314 руб. 85 коп.

Предпринимателю предложено уплатить доначисленную недоимку по НДС за июль-декабрь 2005 года, 1-4 кварталы 2006 года в сумме 2 349 465 руб. 86 коп., недоимку по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 2005 год в сумме 3 159 руб. 64 коп., за 2006 год – 12 359 руб. 25 коп., недоимку по ЕСН для индивидуальных предпринимателей за 2005 год в сумме 60 071 руб. 13 коп., за 2006 год – 105 758 руб. 91 коп., по налогу на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей за 2005 год в сумме 223 477 руб. 38 коп., за 2006 год - 508 552 руб. 91 коп., соответствующие суммы пеней.

При проверке налоговым органом установлено, что предприниматель в  2005 - 2006 годах уплачивал единый налог по упрощенной системе налогообложения и единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД) при осуществлении розничной торговли через магазин «1000 мелочей» № 2, расположенный по адресу: село имени Бабушкина, ул. Беляева, д.4.

При этом предприниматель исходил из того, что площадь торгового зала в соответствии с данными технического паспорта магазина, выданного филиалом ГП Вологодской области «Вологдатехинвентаризация», составляет 88,4 кв.м.

При проведении в ходе проверки осмотра данного магазина налоговым органом установлено, что складское и подсобное помещения магазина площадью 65,7 кв.м и 30,7 кв.м с июля 2005 года переоборудованы под выставочный зал, предназначенный для выкладки, демонстрации товаров (мебели, картин) и обслуживания покупателей.

В результате этого инспекция посчитала, что площадь торгового зала магазина составила 184,8 кв.м.

Налоговым органом сделан вывод о необоснованном применении предпринимателем системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли, осуществляемой через указанный магазин, и, соответственно, предпринимательская деятельность Юниной В.Ю. по осуществлению розничной торговли в данном магазине с июля 2005 года подлежит переводу на общепринятую систему налогообложения.

Суд первой инстанции правомерно не согласился с данными выводами налогового органа по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ (в редакции до 01.01.2006) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности  может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении  розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Согласно пункту 4 указанной статьи уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в редакции с 01.01.2006) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) (пункт 4 статьи 346.26 НК РФ).

В соответствии со статьей 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ установлены физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, которые применяются при исчислении ЕНВД.

Физическим показателем для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, является площадь торгового зала (в квадратных метрах).

Исходя из положений статьи 346.27 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 № 191-ФЗ) под стационарной торговой сетью понимается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски. Под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, при этом площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2004 № 03-06-05-05/43 к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом (договор передачи (договор купли-продажи) нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т.п.).

Статьи 346.27 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2006 года) установлено, что под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны. Под магазином понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже; при этом площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

При этом к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

В данном случае согласно представленному техническому паспорту на здание вышеназванного магазина (том 2, л. 1) оно включает в себя торговый зал площадью 88,4 кв.м, складское помещение - 65,7 кв.м, подсобное   помещение - 30,7 кв.м, офис - 14,3 кв.м, коридор (тамбур) - 14,1 кв.м, складское помещение - 51,7 кв.м, тамбур (у входа в складские помещения) - 4,6 кв.м, тамбур (у входа в торговый зал) - 6,6 кв.м. Общая площадь помещений - 276,1 кв.м, торговая площадь - 88,4 кв.м.

При этом торговый зал, коридор (тамбур) - 14,1 кв.м, складское помещение - 51,7 кв.м отделены от складского помещения площадью 65,7 кв.м и подсобного помещения площадью 30,7 кв.м сплошной перегородкой, каждая из половин здания имеет отдельный вход.

Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание в качестве доказательств, подтверждающих использование предпринимателем складских помещений при осуществлении розничной торговлей мебелью, протокол осмотра помещений магазина от 17.01.2008 и показания свидетелей, взятых налоговым органом при проведении проверке.

Согласно протоколу осмотра налоговым органом установлено использование помещений площадью 30.7 кв.м и 65,7 кв.м в качестве выставочного зала мебели только на момент его составления, а именно на 17.01.2008.

В протоколе осмотра отсутствуют какие-либо данные о том, что указанные помещения использовались предпринимателем в качестве выставочного зала мебели с 3 квартала 2005 года.

Свидетели

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 по делу n А13-3021/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также