Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по делу n А05-812/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

09 июня 2009 года                    г. Вологда                       Дело № А05-812/2008

                  

         Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2009 года.  

         Полный     текст    постановления   изготовлен 09 июня 2009 года.

      

         Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей  Козловой С.В. и Писаревой О.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Додул А.А.,

          при участии от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Ивановой Т.В. по доверенности от 16.01.2009                         № 23-31-12/18,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 марта 2009 года по делу  № А05-812/2008 (судья Трубина Н.Ю.),

у с т а н о в и л:

         

муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» (далее – МУЗ «ЦРБ») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) о взыскании 3 365 042 руб. 65 коп. убытков, связанных с дополнительными денежными выплатами медицинским работникам, выполнявшим в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по оплате отпусков, командировок, больничных листов, курсов повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата, а также выплатой процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Определением суда от 27.02.2008  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее – Архангельский фонд), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд).

  Определением суда от 07.05.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование «Мирный» (далее – МО «Мирный»).

  Решением от 07.06.2008 иск МУЗ "ЦГБ" удовлетворен, с Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу МУЗ "ЦГБ" взыскано 2 319 263 руб. 41 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины. В остальной части иска и в иске к МО "Мирный" отказано.

  Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 решение изменено, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны    Российской    Федерации в пользу МУЗ "ЦГБ" взыскано 471 513 руб. 91 коп. и 3968 руб. 97 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины. В остальной части решение оставлено без изменения. С                МУЗ "ЦГБ" в пользу Минфина РФ взыскана государственная пошлина в размере  1000 руб.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.11.2008 решение от 07.06.2008 и постановление от 11.08.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

Решением от 24.03.2009 взыскано с Минфина РФ за  счет казны Российской Федерации в пользу МУ «ЦГБ»    520 179 руб. 92 коп. убытков, 4378 руб. 61 коп. расходов по государственной пошлине.  В удовлетворении остальной части иска отказано. В удовлетворении иска к МО «Мирный» отказано.

         Минфин РФ с судебным актом не согласилось, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы жалобы сводятся к  следующему: в состав взысканных убытков суд необоснованно включил расходы истца по выплате медицинским работникам участковой службы процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на надбавку стимулирующего характера, выплачиваемую в связи с выполнением государственного задания по оказанию медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, которые  являются расходным обязательством местного бюджета, а не федерального; оснований для взыскания начисленного на северную надбавку  НДФЛ также не имеется, поскольку выделение субвенций на данную выплату в федеральном бюджете не предусмотрено.

Первоначально рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 12.05.2009. Однако в связи с истребованием дополнительных доказательств апелляционная инстанция отложила ее рассмотрение на 02.06.2009.

После    отложения     рассмотрения     жалобы в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в связи с отпуском судьи Романовой А.В. в составе суда произведена ее замена на судью Козлову С.В., о чем имеется соответствующее распоряжение и указано в протоколе судебного заседания,  вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.

Представитель Минфина РФ в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы, просит решение суда в части удовлетворения требований к данному ответчику отменить, в иске отказать.

МУЗ «ЦРБ» в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Архангельский фонд в отзыве пояснил, что выполнил свои обязательства перед истцом в полном объеме, доказанные убытки, возникшие в связи с исполнением вступивших в законную силу решений мирового суда, необходимо взыскать с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.

 МУЗ «ЦРБ», Архангельский и Федеральный фонды, МО «Мирный»  надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

         Выслушав  представителя Минфина РФ, исследовав  доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

 Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции  пришел к следующим выводам: законодателем не определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, в связи с этим убытки истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации; фактические расходы истца в размере 520 179 руб. 92 коп. подтверждены вступившими в законную силу судебными актами - решениями мировых судей и платежными документами; оснований для взыскания остальной части заявленной суммы не имеется, поскольку истец не доказал, какое его право нарушено ответчиками в связи с наличием у него начисленной, но не выплаченной задолженности перед своими работниками, и как оно будет восстановлено  в случае  удовлетворения иска в полном объеме.

 Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

 Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.07.2005        № 461 и от 30.12.2006 № 885 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 и  2007 годы (далее -  Программы на 2006, 2007 год).

  Названные Программы определяют виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. Финансирование Программ осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

 В соответствии с указанными Программами на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 № 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон № 171-ФЗ) финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.

Частью 3 статьи 9 Закона № 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.

Согласно части 4 статьи 9 Закона № 171-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 данной статьи, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 названной статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тысяч рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тысяч рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона № 171-ФЗ, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Аналогичные нормы содержатся в статье 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (далее - Закон № 243-ФЗ), которой также предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой на 2007 год является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно статьям 9, 10 Законов № 171-ФЗ и 243-ФЗ средства, передаваемые из фонда компенсаций в виде субвенций в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила на 2006 год).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006           № 825 утверждены Правила предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила на 2007 год).

 Пунктом 4 Правил на 2006 год и пунктом 5 Правил на 2007 год определены условия, на основании которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

 Как усматривается из материалов дела, между Архангельским фондом и МУЗ "ЦГБ" заключен договор о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2006.

Между Архангельским фондом и МУЗ "ЦГБ" заключен договор о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медицинскую помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2007 по 31.12.2007.

Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, в течение 2006 и 2007 годов МУЗ "ЦГБ" ежемесячно предоставляло

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по делу n А44-4024/2008. Изменить решение  »
Читайте также