Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2009 по делу n А05-3035/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
04 июня 2009 года г. Вологда Дело № А05-3035/2009
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О, при участии от Архангельской таможни Высоких М.Г. по доверенности от 30.07.2007 № 8, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 апреля 2009 года (судья Шадрина Е.Н.), у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Флотснаб» (далее – общество, ООО «Флотснаб») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (далее - таможня) о признании недействительным решения от 18.09.2007 № 12-02-16/8538 об отказе в подтверждении вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации путем проставления отметок на заявке от 29.10.2007 № 0006 и о возложении на таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем проставления соответствующих отметок на заявке. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08.04.2009 заявленные требования удовлетворены. С таможни в пользу ООО «Флотснаб» взыскана госпошлина в сумме 2000 руб. Таможня с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд необоснованно применил положения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ), поскольку в данном случае подлежат применению нормы таможенного законодательства. Полагает, что обществом пропущен срок для обращения в суд. Кроме того, указывает на необоснованность взыскания с таможни государственной пошлины. Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось. Считает решение суда правомерным, основанным на нормах действующего законодательства, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения. ООО «Флотснаб» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав представителя таможни, исследовав письменные доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Из материалов дела следует, что ООО «Флотснаб» в период с 29 октября по 04 ноября 2007 года во исполнение заключенного с фирмой «Rainbow Reefers» внешнеторгового контракта № экс-04/01 (место регистрации Багамские острова) передало на судно «Дмитрий Покромович» мазут ИФО-40 в таможенном режиме перемещения припасов в количестве 858,741 тонны. До передачи мазута в качестве припасов капитан указанного судна подал в таможню упрощенную таможенную декларацию (заявку) № 0006 в порядке, утвержденном приказом ГТК России от 12.11.2001 № 1000 «О таможенном режиме перемещения припасов». Архангельская таможня на поданной заявке проставила 29.10.2007 штамп «Погрузка разрешена», а 04.11.2007 – штамп «Вывоз разрешен». После этого товар на судне «Дмитрий Покромович» вывезен с таможенной территории Российской Федерации. ООО «Флотснаб» 15.09.2008 обратилось к начальнику таможни с заявлением, в котором просило проставить отметку, подтверждающую вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации, на прилагаемой заявке от 29.10.2007 № 0006. Письмом от 18.09.2008 № 12-02-16/8538 таможня отказала обществу в удовлетворении данного заявления. При этом указала, что ООО «Флотснаб» в данном случае не является лицом, имеющим в соответствии с пунктом 3 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации», утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 № 1327 (далее – Порядок) право на получение подтверждения фактического вывоза товаров с территории Российской Федерации. Пунктом 3 указанного Порядка определено, что таможенные органы производят подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров по обращениям следующих лиц либо их уполномоченных представителей: а) российских лиц - декларантов товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, в том числе топлива и горюче-смазочных материалов, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания, вывозимых в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов; б) российских лиц, выполняющих работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; в) российских лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории; г) российских лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой или транспортировкой через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Общество не согласилось с доводами таможни и обратилось в арбитражный суд, указав на нарушение таможенным органом своих прав и законных интересов (в связи с невозможностью подтвердить обоснованность применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС). Удовлетворяя требования ООО «Флотснаб», суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. Как усматривается из материалов дела, требования общества заявлены в связи с необходимостью подтверждения права на применение ставки 0 процентов по НДС в части реализации топлива, вывезенного с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов (л.д. 17-29, 43, 44-54). На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях указанной статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются документы, определенные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, в том числе при вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации (подпункт 3) и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (подпункт 4). При вывозе с российской территории припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов представляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П (далее – постановление № 12-П) указано, что федеральный законодатель, обладающий достаточно широким усмотрением в определении перечня документов, представление которых необходимо для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по НДС, включил в него документы, предусмотренные как нормами частного права, для которого характерны общедозволительный метод регулирования, диспозитивность, так и нормами публичного права. Документы, предусмотренные нормами публичного права, отличаются незаменимостью, исключительностью, строгой формальной определенностью и зачастую являются основанием для ведомственных проверок соблюдения должностными лицами своих обязанностей. Федеральный законодатель, принимая законы в области таможенного регулирования, обязан исходить не только из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, но и из частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности (пункты 2.1, 2.2 постановления № 12-П). Отказывая налогоплательщику в возмещении суммы НДС при реализации товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, со ссылкой на неполный комплект документов как нарушение требований положений пункта 1 статьи 165 НК РФ, налоговые органы исходят из принципа возложения на налогоплательщика бремени по надлежащему документальному подтверждению обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов. Положениями статьи 165 НК РФ предусмотрена обязанность заявителя представить в налоговый орган для подтверждения ставки 0 процентов определенные документы с соответствующими отметками таможенного органа. В связи с тем, что обязанность подачи декларации (заявки) на перемещение припасов возложена на перевозчика как участника таможенных правоотношений, у ООО «Флотснаб» отсутствует реальная возможность обращения в таможенный орган в рамках Порядка с заявлением о проставлении отметок о фактическом вывозе товара. Однако комплекс значимых для настоящего спора правоотношений не может регулироваться только нормами таможенного права. В силу основ правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, информация, имеющаяся в распоряжении государственного органа, может быть передана третьим лицам за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (статьи 3 и 8 Закона № 149-ФЗ, пункт 2 статьи 10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). В постановлении № 12-П также разъяснено, что по смыслу статьи 16 ТК РФ информация, содержащаяся в грузовой таможенной декларации, даже если она является конфиденциальной, может быть передана третьим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В данном случае такими лицами являются перевозчики, а законодательным актом - Налоговый кодекс Российской Федерации. Следовательно, таможенные органы - в силу конституционного принципа уважения прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов (статья 18 Конституции Российской Федерации), обязаны представлять перевозчикам копию грузовой таможенной декларации для подтверждения их права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость при применении налоговой ставки 0 процентов, а отказ в представлении такой копии может быть оспорен в судебном порядке. С учетом статуса заявителя как налогоплательщика, права которого в публичной сфере также обусловлены требованиями статей 164 и 165 НК РФ, апелляционная коллегия считает, что приведенные выводы Конституционного Суда Российской Федерации имеют правовое значение при рассмотрении данного дела. Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что таможня располагала информацией о фактическом вывозе товаров (припасов) по спорной заявке, которая (в силу приведенных нормативных положений и их толкования) должна предоставляться заявителю в виде испрашиваемых им отметок на документах. Об этом свидетельствуют правовые и фактические основания соответствующего отказа таможни (письмо от 18.09.2008 № 12-02-16/8538). В данном случае независимо от статуса общества в рамках таможенных правоотношений (декларант, перевозчик или иное лицо) между участниками спора возникают правоотношения по предоставлению информации в силу положений статей 164, 165 НК РФ и иных требований действующего законодательства. При таких обстоятельствах доводы таможни, приведенные в жалобе, подлежат отклонению. Суд апелляционной инстанции также не принимает довод таможни о неправомерном восстановлении судом первой инстанции пропущенного обществом срока обращения в суд. Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2009 по делу n А05-3479/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|