Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 по делу n А66-10017/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 29 мая 2009 года г. Вологда Дело № А66-10017/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2009 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Митрофанова О.В., судей Елагиной О.К. и Носач Е.В. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куприяновой А.А., при участии от истца Крючкова И.В. – директора муниципального унитарного предприятия города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство», Георгиевой Е.А. по доверенности от 12.01.2009, от ответчика Капитонова Ю.М. по доверенности от 07.10.2008, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Савеловский машиностроительный завод» на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2009 года по делу № А66-10017/2008 (судья Силаев Р.В.),
у с т а н о в и л:
муниципальное унитарное предприятие города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к открытому акционерному обществу «Савеловский машиностроительный завод» (далее – Завод) о взыскании 330 227 руб. 12 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации за сентябрь-декабрь 2007 года и за февраль, май-октябрь 2008 года. До принятия решения по делу Предприятие обратилось с встречным исковым заявлением к Заводу о взыскании 185 180 руб. 99 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате переплаты при расчётах по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации за период с сентября 2007 года по октябрь 2008 года. Определением суда от 18.02.2009 в соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) встречный иск принят для рассмотрения его совместно с первоначальным. Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2009 года первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано. Завод с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, отказать Предприятию в удовлетворении иска и удовлетворить встречные исковые требования. Считает, что суд необоснованно не принял во внимание пункт 4.1 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 02.08.2006 № 194-па. Указывает на отсутствие у Завода превышения разрешенного объема сброса сточных вод, в связи с чем у Предприятия нет оснований для применения пятикратного повышающего коэффициента к действующему тарифу на водоотведение. Также ссылается на отсутствие в материалах дела Приложения № 2 к договору, в котором стороны согласовали нормативы загрязняющих веществ. Полагает, что поскольку отсутствует установленный лимит сброса загрязняющих веществ, то нет оснований для взимания платы в пятикратном размере. Считает, что Ростехнадзор по Тверской области, администрация г. Кимры в нарушение законов, постановлений Правительства Российской Федерации и администрации Тверской области не установили лимиты сброса загрязняющих веществ в реку Волгу для Предприятия, а Предприятие - для Завода, в связи с чем требование об оплате в 25-кратном размере по сравнению с тарифами за сброс в пределах допустимых концентраций является неправомерным. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители истца – доводы, изложенные в отзыве на нее. Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы. Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 21.10.2003 № 140, согласно которому Предприятие обязалось осуществлять водоснабжение Общества питьевой водой в объеме 140 000 м3 в год и водоотведение в том же объеме, а Общество - производить оплату Предприятию за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в порядке, размере и сроки, предусмотренные договором; соблюдать установленные лимиты водопотребления, водоотведения, а также нормативы загрязняющих веществ; осуществлять за свой счет контроль за составом и свойствами сбрасываемых сточных вод в системы городской коммунальной канализации, включая субабонентов, для чего заключить договор с аттестованной лабораторией. Пунктом 1 договора установлено, что стороны обязуются руководствоваться действующим законодательством, обязательными для сторон «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, и иными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения, а также разрешительной документацией на водоснабжение и канализацию, выдаваемой Предприятием. Для проведения химических анализов сточных вод стороны заключили договор от 01.01.2006 № 140–ха, в соответствии с которым Предприятие взяло на себя обязательства ежемесячно производить на объектах Общества отбор проб сточных вод, сбрасываемых в городскую систему канализации, и проводить химический анализ сточных вод на наличие загрязняющих веществ, перечисленных в пункте 1.3 указанного договора. Во исполнение условий данного договора Предприятие произвело в спорный период отбор проб сточных вод Общества, химический анализ которых показал превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, что нашло отражение в протоколах исследований от 24.09.2007 № 111, 18.10.2007 № 119, 22.11.2007 № 134, 24.12.2007 № 151, 21.02.2008 № 20, 19.05.2008 № 64, 23.06.2008 № 80, 24.07.2008 № 90, 25.08.2008 № 100, 22.09.2008 № 110, 24.10.2008 № 121. Исходя из данных о фактическом содержании загрязняющих веществ, количестве сброшенных вод за каждый из расчетных периодов, в которых были зафиксированы превышения ПДК загрязняющих веществ, Предприятием были произведены расчеты платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации и выставлены Обществу счета-фактуры на общую сумму 475 633 руб. 54 коп. Указанные счета оплачены Обществом частично на сумму 145 356 руб. 42 коп. Задолженность составила 330 277 руб. 12 коп., что явилось основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском. Считая, что произведенные Предприятием расчеты платы за сброс загрязняющих веществ являются завышенными, Общество обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании с Предприятия 185 180 руб. 99 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате завышения платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации за период с сентября 2007 года по октябрь 2008 года. В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Согласно пункту 3.2.1 договора от 21.10.2003 № 140 на Общество возложена обязанность по соблюдению установленных лимитов, условий и режима водопотребления и сброса сточных вод, нормативов загрязняющих веществ. В соответствии с пунктом 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее — Правила № 167), абонент обязан производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества. Пунктом 1 Правил № 167 определено, что нормативы водоотведения или нормативы сброса — это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимых Предприятием, обусловлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» и утверждены главой администрации г. Кимры Тверской области с 01 января 2006 года. Указанные нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему канализации и очистные сооружения биологической очистки МУП «ВКХ» для предприятий и организаций г. Кимры исходя из пояснений данных в судебном заседании, расцениваются истцом как Приложение № 2 к спорному договору. В соответствии с пунктом 70 Правил № 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» плату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Соответствующий порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.12.1994 № 1428, от 14.06.2001 № 463, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 № ГКПИ 03–49), нормативного акта Тверской области - постановления администрации Тверской области от 02.08.2006 № 194-па «Об утверждении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее — Порядок 2006 года). Согласно пункту 1 Порядка 2006 года на территории Тверской области за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, взимается плата за: - сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в пределах установленных допустимых нормативов сброса; - сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) сброса; - превышение установленных допустимых и временно согласованных нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов. Пунктом 4.2 Порядка 2006 года определён порядок расчета платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в пределах и с превышением установленных лимитов. Названные Правила и Порядок применительно к условиям города Кимры Тверской области детализированы в утвержденных постановлением главы города Кимры Тверской области от 06.09.2006 № 859 Правилах приема сточных вод в систему канализации и очистные сооружения биологической очистки г. Кимры МУП «ВКХ» (далее - Правила № 859). В частности пунктом 1.17 указанных Правил № 859 предусмотрено, что плата за превышение нормативов сброса взимается Предприятием. Контроль за сбросом загрязняющих веществ в систему городской канализации осуществляется им же. Пунктом 2 Порядка 2006 года установлено, что при сбросе сточных вод в системы канализации населенных пунктов нормированию подлежат общее количество сточных вод, принимаемых в систему канализации населенного пункта, и количество загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах. Допустимые сбросы загрязняющих веществ (далее — ДС) рассчитываются по каждому веществу как произведение объема сточных вод на допустимую концентрацию этого вещества в сточных водах (далее — ДК). ДК и ДС загрязняющих веществ определяются предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) для своих абонентов в установленном порядке на основании рассчитанных ими и утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти Тверской области в области окружающей среды в соответствии с их компетенцией предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, проектных показателей эффективности удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях предприятий ВКХ (при отсутствии последних допускается использовать величины эффективности удаления загрязняющих веществ, определенные по нормативным и справочным данным) и условий приема сточных вод в систему канализации населенного пункта, утвержденных органами местного самоуправления Тверской области согласно действующему законодательству. Следовательно, утверждению уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти Тверской области в области окружающей среды подлежат предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а не в системы городской канализации. Правилами № 859 установлены именно ПДК загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в систему городской канализации г.Кимры, а не в водные объекты, в данном случае - реку Волгу. Применительно к пункту 1 Правил № 167 нормативы водоотведения, как и нормативы сброса, подлежат установлению именно органами Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 по делу n А13-11619/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|