Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2009 по делу n А13-106/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 27 апреля 2009 года г. Вологда Дело № А13-106/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Автоторгцентр» Максимова Ю.В. по доверенности от 10.01.2008, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области Матвеевой С.В. по доверенности от 12.01.2009 № 12, Спиридоновой С.А. по доверенности от 24.04.2009 № 26, Поляковой Т.Г. по доверенности от 24.04.2009 № 27, Зубко М.О. по доверенности от 24.04.2009 № 28, Поповой Н.А. по доверенности от 24.04.2009 № 29, Кореповой Г.Н. по доверенности от 24.04.2009 № 30, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 февраля 2009 года по делу № А13-106/2008 (судья Савенкова Н.В.),
у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Автоторгцентр» (далее – ООО «Автоторгцентр», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области (далее – инспекция ФНС, налоговый орган) о признании недействительным решения от 13.09.2007 № 38. Решением Арбитражного суда Вологодской области по делу от 25 февраля 2009 года требования общества удовлетворены. Оспариваемое решение инспекции ФНС от 13.09.2007 № 38 признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ). Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С инспекции ФНС взыскано в пользу общества 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Инспекция ФНС с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на отсутствие нарушений условий процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. По мнению налогового органа, рассмотрение материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля без участия представителя налогоплательщика, не повлияло в данном случае на законность и обоснованность вынесенного инспекцией ФНС решения, в связи с этим основания для его отмены отсутствуют. ООО «Автоторгцентр» отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представители инспекции ФНС в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, на основании решения от 05.09.2006 № 199 (т. 17, л. 36-37) инспекцией ФНС проведена выездная налоговая проверка ООО «Автоторгцентр» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания и перечисления) обществом налогов, в том числе: налога на прибыль за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за период с 01.01.2005 по 31.07.2006 и налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за период с 01.06.2005 по 31.08.2006. По итогам выездной налоговой проверки инспекцией ФНС составлен акт от 09.07.2007 № 33 - ОВП № 1 (т. 1, л. 15-72), по результатам рассмотрения которого с учетом возражений налогоплательщика принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 13.08.2007 № 196 (т. 17, л. 102). Инспекцией ФНС с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля принято решение от 13.09.2007 № 38 (т. 2, л. 1-72), которым общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 1 896 748 руб. 07 коп., а также указанным решением ему предложено уплатить недоимку по налогам – 16 251 304 руб. 67 коп. и пени – 2 479 364 руб. 51 коп. Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Как усматривается из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки инспекция ФНС установила, что общество неправомерно включило в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2005 год затраты по приобретению товаров у поставщиков: общества с ограниченной ответственностью «Сигнал» (далее – ООО «Сигнал») и общества с ограниченной ответственностью «Висиэс» (далее – ООО «Висиэс») – в общей сумме 25 915 998 руб. 75 коп.; в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль за 2005 год, включило проценты по долговым обязательствам – 76 539 руб. 16 коп., отрицательный дисконт – 231 707 руб. 18 коп., что явилось основанием для доначисления обществу соответствующих сумм налога на прибыль, пеней и привлечения его к налоговой ответственности. Кроме того, общество неправомерно применило налоговые вычеты по НДС в 2005 году на общую сумму 9 957 095 руб. 85 коп. по товарам (работам, услугам), приобретенным у поставщиков: общества с ограниченной ответственностью «СитиОйлн» (далее – ООО «СитиОйлн»), общества с ограниченной ответственностью «ДелРос» (далее – ООО «ДелРос»), общества с ограниченной ответственностью «Сайнс Мониторинг М» (далее – ООО«Сайнс Мониторинг М»), общества с ограниченной ответственностью «Профиль» (далее – ООО «Профиль»), что явилось основанием для доначисления ему соответствующих сумм НДС. При проверке налоговый орган также установил, что обществом как налоговым агентом в нарушение пункта 3 статьи 218 НК РФ при исчислении налога на доходы физических лиц необоснованно предоставлены стандартные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ, своим работникам, в связи с этим доначислил ему НДФЛ в размере 390 руб., пени по данному налогу и применил налоговые санкции. Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 4300 руб. послужили выводы инспекции ФНС о неправомерном непредставлении обществом при проверке 86 документов, подтверждающих право на заявленный к вычетам НДС по взаимоотношениям с ООО «ДелРос» и ООО «Сайнс Мониторинг М». Принимая решение, суд первой инстанции признал обоснованной позицию налогового органа в части доначисления обществу налога на прибыль в сумме 5402 руб. 47 коп. за 2005 год, НДС – 8 693 135 руб. 18 коп., наличие оснований для начисления пеней и привлечения его к налоговой ответственности за неуплату указанных сумм налогов, а также для начисления обществу штрафных санкций в сумме 3100 руб. за непредставление документов. Вместе с тем, заявленные требования общества удовлетворил в полном объеме в связи с существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ явилось безусловным основанием для отмены решения инспекции ФНС. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» в статью 101 НК РФ внесены изменения, вступившие с 01.01.2007 в законную силу. Согласно пункту 2 статьи 101 данного Кодекса в редакции, действующей с 01.01.2007, налоговый орган извещает о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка и которое вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения названных материалов инспекцией, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным. В силу пункта 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. Как следует из материалов дела, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 13.08.2007 № 196 (т. 17, л. 102) принято инспекцией ФНС в связи с необходимостью получения дополнительных документов, необходимых для вынесения обоснованного решения по итогам выездной налоговой проверки. По данным налогового органа, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля им исследовался вопрос дальнейшей реализации продукции, приобретенной у ООО «Висиэс», проведены допросы свидетелей, осмотр помещения Вологодского филиала общества (т. 17, л. 103-114). После проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция ФНС не известила общество о месте и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, не сообщила об их результатах. В силу подпунктов 7, 10, 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право: представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных налоговых проверок; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. Исходя из системного толкования пунктов 1, 6, 7 статьи 101 НК РФ процедура рассмотрения материалов налоговой проверки включает в себя также и рассмотрение материалов, полученных налоговым органом в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам статьи 101 НК РФ, то есть налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте их рассмотрения, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения. Нормы пунктов 2 и 14 статьи 101 НК РФ направлены в первую очередь на защиту прав налогоплательщика при производстве в отношении него дела о налоговом правонарушении, поэтому не могут быть ограничены налоговым органом самостоятельно по своему усмотрению. Содержащееся в названных пунктах требование об обязательном извещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки носит императивный характер и не может ставиться в зависимость от необходимости произвести те или иные действия налогового контроля. Кроме того, статья 101 НК РФ не предусматривает однократного или многократного извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов налоговой проверки, устанавливает только одно требование, заключающееся в извещении лица о времени и месте рассмотрения таких материалов именно в тот день, когда было принято соответствующее решение. Таким образом, налоговый орган, принимая решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, должен располагать соответствующими документами, подтверждающими извещение налогоплательщика о времени и месте принятия решения. Согласно пункту 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие названных лиц либо об отложении указанного рассмотрения. Таким образом, в рассматриваемом случае налоговый орган обязан был назначить новую дату рассмотрения материалов налоговой проверки и известить об этом налогоплательщика, предоставив последнему право участвовать в этом процессе. По мнению налогового органа, права заявителя на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки не нарушены, поскольку представители общества присутствовали при их рассмотрении 31.07.2007, сведения, полученные в ходе дополнительных мероприятий, подтверждают выводы инспекции, содержащиеся в акте, и касаются одного из эпизодов, отраженных в акте выездной налоговой проверки. Поэтому налоговый орган полагает, что в его действиях отсутствуют существенные нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые могли бы явиться безусловным основанием для отмены решения налогового органа, суд должен оценивать характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность решения. Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля подтверждают, по мнению инспекции ФНС, выводы, сделанные в акте налоговой проверки, не является в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации (в частности статьи 101 НК РФ) основанием для непредставления лицу возможности участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки. Кроме того, данные доводы приводились ответчиком в суде первой инстанции, исследованы и обоснованно им отклонены. Положения пункта 14 статьи 101 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ не оставляют возможности для судебного усмотрения и определения степени нарушения прав налогоплательщика: само по себе необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является безусловным основанием для отмены решения налогового органа. Аналогичная правовая позиция высказана Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 12.02.2008 № 12566/07, в котором указано, что право лица на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки является основополагающим и его нарушение Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу n А05-11405/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|