Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу n А05-14073/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 апреля 2009 года                           г. Вологда                 Дело № А05-14073/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего   Пестеревой О.Ю.,     судей    Матерова Н.В., Тарасовой О.А.  при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Рассвет» на решение  Арбитражного  суда  Архангельской  области от 29 декабря 2008 года по делу № А05-14073/2008 (судья Шадрина Е.Н.),

у с т а н о в и л:

Северодвинское  муниципальное  унитарное  предприятие  «Рассвет» (далее – предприятие, СМУП «Рассвет») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – жилищная инспекция) о признании незаконным  и  отмене  постановления   от   03.12.2008 № 46С   о   привлечении к административной   ответственности,   предусмотренной  статьей  7.23 Кодекса Российской  Федерации  об  административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.12.2008 по делу № А05-14073/2008 в удовлетворении требований СМУП «Рассвет» отказано.

Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что отключение водоснабжения осуществлено при крайней необходимости в целях предотвращения аварийной ситуации; в рассматриваемом случае необходимо применять Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1099; протокол об административном правонарушении составлен при неполном исследовании события правонарушения.

Жилищная инспекция в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, 25.09.2008 гражданка Бочарова Н.И. обратилась в прокуратуру города Северодвинска с заявлением, в котором просила провести проверку законности действий (бездействия) должностных лиц СМУП «Рассвет».

На основании распоряжения от 27.11.2008 № С-02/6-02/222 жилищная инспекция 28.11.2008 провела проверку соблюдения предприятием правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами в жилом помещении, расположенном по адресу:  Архангельская  область,  город  Северодвинск, проспект Беломорский, дом 19, квартира 2; оформлен акт от 28.11.2008 № С-02/7-05/190.

По     результатам     проверки    составлен    протокол     от    28.11.2008 № С-02/7-03/149 об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что 28.11.2008 при обследовании квартиры № 2 по указанному выше адресу установлено необеспечение коммунальными услугами по холодному и горячему водоснабжению, наличие заглушек на трубопроводах горячего и холодного водоснабжения в помещениях кухни и ванной комнаты, чем нарушен пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Рассмотрев протокол от 28.11.2008 № С-02/7-03/149 и приложенные к нему материалы проверки, заместитель начальника жилищной инспекции принял постановление от 03.12.2008 № 46С, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере        5000 рублей.

В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного в данной статье, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, согласно которым исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействий), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, так и органы, обязанные обеспечить контроль за его надлежащим состоянием. С субъективной стороны противоправные деяния характеризуются виной в форме умысла и неосторожности.

Подпунктом 2.1 пункта 2 Устава СМУП «Рассвет» предусмотрено, что предприятие создано в целях осуществления деятельности в жилищной сфере для удовлетворения потребностей в жилищно-коммунальных услугах и получения прибыли.

Основными видами его деятельности являются, в том числе, тепло- и водоснабжение объектов (подпункт 2.2 пункта 2 Устава предприятия).

Как следует из материалов дела, в акте СМУП «Рассвет» от 16.09.2005 зафиксировано, что в процессе эксплуатации в квартире № 2 жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: проспект Беломорский, дом 19, пришло в негодность сантехническое оборудование, холодная и горячая вода не перекрывались в связи с неисправностью смесителей и внутриквартирного засора, вследствие чего сточные воды стекали по сваям. Для выполнения работ по замене свай и восстановления участков фекальной канализации жилого дома выполнено отключение холодной и горячей воды.

При обследовании этой квартиры 09.12.2005 также составлен соответствующий акт, в котором указано, что санитарно-техническое оборудование находится в неудовлетворительном состоянии, текут смесители кухни и ванны, подводка горячего и холодного водоснабжения проржавела, имеется течь в местах соединения трубопроводов, канализационные трубы требуют ремонта. В результате нерабочего смесителя вода сплошным потоком льется в техподполье, что ведет к порче деревянных свайных фундаментов. Также жильцы являются злостными неплательщиками квартирной платы и коммунальных  услуг и отказываются выполнить ремонт сантехоборудования за свой счет, поэтому принято решение отключить подачу холодной и горячей воды в указанную квартиру.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994       № 1099 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг (далее – Правила  от 26.09.1994 № 1099). Документ действовал до июня 2006 года.

Согласно пункту 1.1 Правил от 26.09.1994 № 1099 исполнителями услуг  являются предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции    исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; предприятие, предоставляющее потребителю коммунальные услуги, - для потребителей, проживающих в частном жилищном фонде; кондоминиумы, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, включая заключение договоров на обслуживание, включал обеспечение коммунальными услугами, - для потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности. Потребитель услуг – это гражданин, пользующийся или имеющий намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд на основании заключенного с исполнителем договора найма, аренды или обслуживания жилого помещения.

В соответствии с пунктом 5.1  Правил от 26.09.1994 № 1099 исполнитель услуг имеет право: применять меры, предусмотренные договором, в случае нарушения потребителем сроков платежей; осуществлять контроль за потреблением услуг путем проведения осмотров состояния инженерного оборудования у потребителя; прекращать предоставление услуг в случае просрочки оплаты более трех месяцев или нарушения требований пункта        4.3 названных Правил (до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений).

В свою очередь, на основании пункта 5.2 Правил от 26.09.1994 № 1099 исполнитель услуг обязан: предоставлять услуги установленного качества (потребительских свойств и режима предоставления); принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю; не допускать нарушений технологических процессов и снижения качества услуг, предусматривать меры по повышению потребительских свойств и качества предоставляемых услуг, а также рациональному использованию водных и энергетических ресурсов.

Таким образом, СМУП «Рассвет» является исполнителем коммунальных услуг, а жильцы квартиры – потребителями.

В период действия Правил от 26.09.1994 № 1099 у исполнителя имелось право прекратить предоставление коммунальных услуг до устранения выявленных нарушений.

Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1099, утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила от 23.05.2006 № 307).

Поскольку правоотношения по приостановлению предоставления щимися мунальных услуг щиеесятоящего времени не восстановлено Правила этому приянто ревянных свайных фундатентов____коммунальных услуг являются длящимися, начиная с июня 2006 года   подлежат применению Правила от 23.05.2006 № 307.

Пунктом 3 Правил от 23.05.2006 № 307 предусмотрено, что коммунальные услуги – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Согласно пункту 4 Правил от 23.05.2006 № 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и названными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 5 Правил от 23.05.2006 № 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.

При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил от 23.05.2006 № 307).

В соответствии с пунктом 49 Правил от 23.05.2006 № 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.

На основании пункта 50 Правил от 23.05.2006 № 307 исполнитель имеет право: требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней); требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время; приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном названными Правилами, подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа.

В свою очередь, потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу (пункт 51 Правил от 23.05.2006 № 307).

Следовательно, СМУП «Рассвет» обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилом доме, коммунальные услуги в необходимых объемах.

Кроме того, в силу пункта 50 Правил от 23.05.2006 № 307 исполнитель не имеет права приостанавливать или ограничивать подачу холодной воды.

Порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг закреплен в разделе Х Правил от 23.05.2006 № 307.

В частности, согласно пункту 80 Правил от 23.05.2006 № 307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае: неполной оплаты потребителем коммунальных услуг; неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 81 Правил от 23.05.2006 № 307  исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте «а» пункта 80 на Правил, в следующем порядке: а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено, б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу n А66-8529/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также