Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по делу n А13-17897/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 октября 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-17897/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 06 октября 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А..,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда» Гончарова Д.А. по доверенности от 24.12.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2015 года по делу № А13-17897/2014 (судья Парфенюк А.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (место нахождения: 150040, г. Ярославль, проспект Октября, д. 42; ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; далее – ОАО «ТГК № 2», общество, ОАО «ТГК № 2») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25; ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; далее – управление, УФАС, антимонопольный орган) от 17.11.2014 № 279-10АМЗ/10, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда» (место нахождения: г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 51; ОГРН 1023500876046, ИНН 3525104171; далее – ООО «Газпром межрегионгаз Вологда»),

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на злоупотребление ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» доминирующим положением, так как со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» несоблюдался порядок поэтапного ввода ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов, а именно Порядок прекращения или ограничения подачи электрической, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее – порядок). Отмечает, что введение ограничения режима подачи газа направлено на ущемление прав и законных интересов граждан, добросовестно и своевременно оплачиваемых потребляемые коммунальные ресурсы.

ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, так как из писем направленных в адрес заявителя следует, что ему было отказано в выделении дополнительных объемов газа в связи с наличием задолженности за ранее поставленный газ, а ограничение подачи газа вводилось в связи с перебором.

От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Заявитель и ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы отзыва.

Заслушав объяснения третьего лица, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 11.07.2014 общество обратилось в УФАС с заявлением о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) путем введения на территории города Вологды ограничения на поставку газа ОАО «ТГК № 2» без соблюдения предусмотренных действующим законодательством условий (т. 1, л. 81-84).

Приказом управления от 09.10.2013 возбуждено дело № 279-10АМЗ/14 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ и создана комиссия УФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1, л. 67).

В дополнительном заявлении от 06.08.2014 общество сослалось на новые факты указанных ограничений (т. 1, л. 75-76).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства управление установило, что ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Вологодской области. Приказом управления от 26.12.2008 № 311 (с учетом изменений от 23.11.2010 № 356) ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35 %, с долей более 50 % на рынке реализации природного газа.

Управление также установило, что ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» (поставщик) и ОАО «ТГК № 2» (покупатель) заключен договор поставки газа от 17.09.2012 № 10-4-0913/13 (далее - договор от 17.09.2012). В связи с систематическим нарушением ОАО «ТГК № 2» своих обязательств по договору от 17.09.2012 в части выборки газа, а именно - отбор газа в объеме, превышающим максимальный суточный объем (подтверждается данными телеметрии), ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом от 03.07.2014 № 04/1905 потребовало от ОАО «ТГК № 2» войти в суточную норму газопотребления, установленную на июль 2014 года, и предупредило о возможном принудительном ограничении поставки газа. В связи с тем, что ОАО «ТГК № 2» не выполнило законные требования ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» о самостоятельном сокращении отбора газа до установленной договором суточной нормы ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом от 09.07.2014 № 04/1961 повторно потребовало ОАО «ТГК № 2» соблюдения дисциплины газопотребления и срочного принятия мер самоограничения для вхождения в установленный договором режим газопотребления. В случае не исполнения данных требований, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» предупредил о принудительном сокращении поставки газа до установленных договором от 17.09.2012 объемов с 10.07.2014. ОАО «ТГК № 2» вышеуказанные требования не исполнило, поэтому по указанию ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» (письмо от 10.07.2014 № 04/1976) проведены работы по ограничению поставки газа на газоиспользующее оборудование ОАО «ТГК № 2» с целью введения в режим газопотребления.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства управление пришло к выводу, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» отсутствует нарушение Закона о защите конкуренции, так как сокращение объемов поставки газа и отказ в их выделении не касался базового объема поставки газа, определенного договором. ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» своими действиями не допустило злоупотребление доминирующим положением, а лишь защищало свои нарушенные права.

По результатам рассмотрения дела управление вынесло решение от 17.11.2014 № 279-10АМЗ/10, которым прекратило рассмотрение дела в связи с отсутствием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нарушений антимонопольного законодательства.

Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Судом первой инстанции вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В абзаце первом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Управлением установлено и обществом не оспаривается, что ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» занимает доминирующее положение рынке услуг по реализации природного газа в границах Вологодской области.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.

Газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа (статья 2 Закона № 69-ФЗ).

В силу статьи 8 Закона № 69-ФЗ правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 18 названного Закона поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» (поставщик) и ОАО «ТГК № 2» (покупатель) такой договор заключен 17.09.2012, в соответствии с его условиями поставщик принял на себя обязанность поставлять с 01.01.2013 по 31.12.2017 природный газ и /или газ природный сухой отбензиненный, а покупатель – принимать и оплачивать газ. Указанным договором определен годовой объем поставки газа 203 900,000 тыс. куб. м, а также соответствующие месячные объемы поставки газа, в том числе в июле 3 500,000 тыс. куб. м Суточный объем поставки газа определяется путем деления месячного договорного объема на количество дней соответствующего месяца поставки газа.

Пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена обязанность энергоснабжающей организации подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Пунктом 12 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила № 162), закреплена обязанность покупателя отбирать газ в количестве определенном в договоре поставки газа.

Как следует из пункта 1 названных Правил закрепленные в них положения обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

В соответствии с пунктом 2.2 договора от 17.09.2012 плановые объемы поставки газа на 2014 год и последующие годы согласовываются сторонами дополнительными соглашениями с учетом предложений покупателя и технической возможности.

Из материалов дела видно, что дополнительным соглашением от 09.12.2013 к договору от 17.09.2012 стороны данного договора согласовали месячные объемы поставки газа в 2014 году, в том числе, в июле 2014 года – 3500 тыс. куб. м (т.1, л. 85 на обороте).

В силу пункта 2.7 договора от 17.09.2012 изменение месячных объемов газа, поставляемых по настоящему договору, оформляется дополнительными соглашениями к настоящему договору, за исключением случаев, предусмотренных настоящим договором и/или законодательством Российской Федерации. Поставщик имеет право отказать в выделении/поставке дополнительных объемов газа при наличии задолженности за газ.

Письмом от 17.06.2014 ОАО «ТГК 2» просило рассмотреть возможность поставки в июле 2014 года природного газа дополнительно 15 000 тыс. куб. м (т. 2, л. 48).

На основании вышеприведенного условия пункта 2.7 договора от 17.09.2012 общество письмом от 20.06.2014 № 05/1772 отказало ОАО «ТГК 2» в выделении дополнительных объемов газа на июль 2014 в связи с наличием задолженности заявителя за ранее поставленный газ, указав, что ее размер по состоянию на 01.06.2014 составил 190 780 726 руб. 67 коп., в том числе просроченная 176 724 765 руб. 03 коп. (т. 1, л. 91).

Следовательно, как обоснованно установил суд первой инстанции, договорный объем поставки газа в июле 2014 года не изменился и составил 3500 тыс. куб. м газа в месяц.

Довод жалобы о том, что без дополнительного объема газа было невозможно нормальное функционирование нового оборудования, подлежит отклонению, поскольку сторонами изменения в договор в отношении базового годового объема поставляемого газа не вносились.

Согласно пункту 3 Правил № 162 «среднесуточная норма поставки газа» - объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца; «суточная норма поставки газа» - среднесуточная норма поставки газа

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по делу n А13-3957/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также