Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по делу n А13-17897/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 06 октября 2015 года г. Вологда Дело № А13-17897/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года. В полном объеме постановление изготовлено 06 октября 2015 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда» Гончарова Д.А. по доверенности от 24.12.2014, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2015 года по делу № А13-17897/2014 (судья Парфенюк А.В.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (место нахождения: 150040, г. Ярославль, проспект Октября, д. 42; ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; далее – ОАО «ТГК № 2», общество, ОАО «ТГК № 2») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25; ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; далее – управление, УФАС, антимонопольный орган) от 17.11.2014 № 279-10АМЗ/10, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда» (место нахождения: г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 51; ОГРН 1023500876046, ИНН 3525104171; далее – ООО «Газпром межрегионгаз Вологда»), Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на злоупотребление ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» доминирующим положением, так как со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» несоблюдался порядок поэтапного ввода ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов, а именно Порядок прекращения или ограничения подачи электрической, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее – порядок). Отмечает, что введение ограничения режима подачи газа направлено на ущемление прав и законных интересов граждан, добросовестно и своевременно оплачиваемых потребляемые коммунальные ресурсы. ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, так как из писем направленных в адрес заявителя следует, что ему было отказано в выделении дополнительных объемов газа в связи с наличием задолженности за ранее поставленный газ, а ограничение подачи газа вводилось в связи с перебором. От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил. Заявитель и ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы отзыва. Заслушав объяснения третьего лица, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, 11.07.2014 общество обратилось в УФАС с заявлением о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) путем введения на территории города Вологды ограничения на поставку газа ОАО «ТГК № 2» без соблюдения предусмотренных действующим законодательством условий (т. 1, л. 81-84). Приказом управления от 09.10.2013 возбуждено дело № 279-10АМЗ/14 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ и создана комиссия УФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1, л. 67). В дополнительном заявлении от 06.08.2014 общество сослалось на новые факты указанных ограничений (т. 1, л. 75-76). При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства управление установило, что ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Вологодской области. Приказом управления от 26.12.2008 № 311 (с учетом изменений от 23.11.2010 № 356) ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35 %, с долей более 50 % на рынке реализации природного газа. Управление также установило, что ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» (поставщик) и ОАО «ТГК № 2» (покупатель) заключен договор поставки газа от 17.09.2012 № 10-4-0913/13 (далее - договор от 17.09.2012). В связи с систематическим нарушением ОАО «ТГК № 2» своих обязательств по договору от 17.09.2012 в части выборки газа, а именно - отбор газа в объеме, превышающим максимальный суточный объем (подтверждается данными телеметрии), ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом от 03.07.2014 № 04/1905 потребовало от ОАО «ТГК № 2» войти в суточную норму газопотребления, установленную на июль 2014 года, и предупредило о возможном принудительном ограничении поставки газа. В связи с тем, что ОАО «ТГК № 2» не выполнило законные требования ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» о самостоятельном сокращении отбора газа до установленной договором суточной нормы ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом от 09.07.2014 № 04/1961 повторно потребовало ОАО «ТГК № 2» соблюдения дисциплины газопотребления и срочного принятия мер самоограничения для вхождения в установленный договором режим газопотребления. В случае не исполнения данных требований, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» предупредил о принудительном сокращении поставки газа до установленных договором от 17.09.2012 объемов с 10.07.2014. ОАО «ТГК № 2» вышеуказанные требования не исполнило, поэтому по указанию ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» (письмо от 10.07.2014 № 04/1976) проведены работы по ограничению поставки газа на газоиспользующее оборудование ОАО «ТГК № 2» с целью введения в режим газопотребления. Учитывая вышеизложенные обстоятельства управление пришло к выводу, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» отсутствует нарушение Закона о защите конкуренции, так как сокращение объемов поставки газа и отказ в их выделении не касался базового объема поставки газа, определенного договором. ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» своими действиями не допустило злоупотребление доминирующим положением, а лишь защищало свои нарушенные права. По результатам рассмотрения дела управление вынесло решение от 17.11.2014 № 279-10АМЗ/10, которым прекратило рассмотрение дела в связи с отсутствием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нарушений антимонопольного законодательства. Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Судом первой инстанции вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям. В абзаце первом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Управлением установлено и обществом не оспаривается, что ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» занимает доминирующее положение рынке услуг по реализации природного газа в границах Вологодской области. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство. Газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа (статья 2 Закона № 69-ФЗ). В силу статьи 8 Закона № 69-ФЗ правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно статье 18 названного Закона поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона. ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» (поставщик) и ОАО «ТГК № 2» (покупатель) такой договор заключен 17.09.2012, в соответствии с его условиями поставщик принял на себя обязанность поставлять с 01.01.2013 по 31.12.2017 природный газ и /или газ природный сухой отбензиненный, а покупатель – принимать и оплачивать газ. Указанным договором определен годовой объем поставки газа 203 900,000 тыс. куб. м, а также соответствующие месячные объемы поставки газа, в том числе в июле 3 500,000 тыс. куб. м Суточный объем поставки газа определяется путем деления месячного договорного объема на количество дней соответствующего месяца поставки газа. Пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена обязанность энергоснабжающей организации подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Пунктом 12 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила № 162), закреплена обязанность покупателя отбирать газ в количестве определенном в договоре поставки газа. Как следует из пункта 1 названных Правил закрепленные в них положения обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети. В соответствии с пунктом 2.2 договора от 17.09.2012 плановые объемы поставки газа на 2014 год и последующие годы согласовываются сторонами дополнительными соглашениями с учетом предложений покупателя и технической возможности. Из материалов дела видно, что дополнительным соглашением от 09.12.2013 к договору от 17.09.2012 стороны данного договора согласовали месячные объемы поставки газа в 2014 году, в том числе, в июле 2014 года – 3500 тыс. куб. м (т.1, л. 85 на обороте). В силу пункта 2.7 договора от 17.09.2012 изменение месячных объемов газа, поставляемых по настоящему договору, оформляется дополнительными соглашениями к настоящему договору, за исключением случаев, предусмотренных настоящим договором и/или законодательством Российской Федерации. Поставщик имеет право отказать в выделении/поставке дополнительных объемов газа при наличии задолженности за газ. Письмом от 17.06.2014 ОАО «ТГК 2» просило рассмотреть возможность поставки в июле 2014 года природного газа дополнительно 15 000 тыс. куб. м (т. 2, л. 48). На основании вышеприведенного условия пункта 2.7 договора от 17.09.2012 общество письмом от 20.06.2014 № 05/1772 отказало ОАО «ТГК 2» в выделении дополнительных объемов газа на июль 2014 в связи с наличием задолженности заявителя за ранее поставленный газ, указав, что ее размер по состоянию на 01.06.2014 составил 190 780 726 руб. 67 коп., в том числе просроченная 176 724 765 руб. 03 коп. (т. 1, л. 91). Следовательно, как обоснованно установил суд первой инстанции, договорный объем поставки газа в июле 2014 года не изменился и составил 3500 тыс. куб. м газа в месяц. Довод жалобы о том, что без дополнительного объема газа было невозможно нормальное функционирование нового оборудования, подлежит отклонению, поскольку сторонами изменения в договор в отношении базового годового объема поставляемого газа не вносились. Согласно пункту 3 Правил № 162 «среднесуточная норма поставки газа» - объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца; «суточная норма поставки газа» - среднесуточная норма поставки газа Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по делу n А13-3957/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|