Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу n А05-4154/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 сентября 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-4154/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 08 сентября 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июня 2015 года по делу № А05-4154/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Звездина Л.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Ремэнерго» (ОГРН 1102902002466, ИНН 2902066652; место нахождения: 163530, Архангельская область, Приморский район, поселок Талаги, дом 21, корпус 1; далее – общество, ООО «Ремэнерго») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее – инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2015 № 01-10/328, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей; о прекращении производства по делу.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 июня 2015 года по делу № А05-4154/2015 заявленные требования удовлетворены.

Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что ООО «Ремэнерго» не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения. Считает, что именно ООО «Ремэнерго» является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

ООО «Ремэнерго» в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 19.03.2015 № СЗ-01/10-11/157 инспекцией 23.03.2015 проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения жильца дома № 6 в поселке Беломорье Приморского района Архангельской области от 04.02.2015 № 402/ж-533 о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению жильцам дома.

В ходе проверки установлено следующее:

температура воздуха в квартире № 6 составила +18,4 °C при норме не ниже +20 °C (нарушение пункта 15 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354));

температура горячей воды в точках разбора потребителей в квартире № 6 составила +41,7 °C при норме не ниже +60 °C и не выше +75 °C (нарушение пункта 5 приложения 1 к Правилам № 354).

По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 23.03.2015 № СЗ-01/10-02/122, протокол от 24.03.2015 № СЗ-01/10-04/86 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и вынесено постановление от 31.03.2015 № 01/10-328 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа 5000 рублей.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что общество не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами правонарушения в данной статье признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) утверждены Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил № 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);

исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

коммунальные услуги - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 9 названных Правил установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в том числе в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, а также в договорах горячего водоснабжения, отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В силу пунктов 3, 31, 33 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; в том числе обеспечить норматив температуры горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения не ниже +60 °C и не выше +75 °C, а также норматив температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +20 °C.

Согласно пункту 149 Правил № 354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что договор управления многоквартирным домом в том понятии, в каком он используется в статье 161 ЖК РФ, подразумевает предоставление коммунальных услуг. На необходимость того, чтобы договор содержал положения о предоставлении коммунальных услуг, указывают также и пункты 7, 30 названных Правил № 354.

Проанализировав условия договора от 01.08.2013, заключенного товариществом собственников жилья «Беломорье» и ООО «Ремэнерго», суд первой инстанции пришел к выводу, что в обязанности общества не входит предоставление коммунальных услуг или обеспечение ими жильцов спорного дома.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции  руководствовался в том числе и представленной в материалы дела копией договора от 31.03.2009, заключенного ТСЖ «Беломорье» и администрацией муниципального образования «Катунинское» на управление многоквартирным домом № 6, расположенным в поселке Беломорье Приморского района Архангельской области.

Изучив указанный договор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно ТСЖ «Беломорье» приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным жилым домом, соответственно                 ООО «Ремэнерго» не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения.

Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции ошибочным на основании следующего.

Согласно  пункту 2.1 договора от 31.03.2009 его целью являлось обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг нанимателям, а также иным гражданам, проживающим в доме.

При этом согласно пункту 7.1 договора от 31.03.2009 он вступает в силу с момента подписания сторонами и действует в течение трех лет.

Таким образом, стороны определили срок его действия до 31.03.2012, в то время как административное правонарушение выявлено инспекцией 23.03.2015.

Доказательства того, что договор от 31.03.2009 продолжил свое действие, в материалах дела отсутствуют.

Действительно, пунктом 11 договора от 01.08.2013 определено, что общество обязуется по заданию ТСЖ «Беломорье»  оказывать услуги по содержанию и выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирном доме № 6, расположенном в поселке Беломорье Приморского района Архангельской области.

При этом необходимо отметить, что согласно дополнительному соглашению к договору от 01.08.2013 исполнитель имеет право заключать и подписывать договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, акты разграничения эксплуатационной и балансовой принадлежности электросетей с сетевой организацией, что с учетом предмета самого договора свидетельствует о том, что ООО «Ремэнерго» взяло на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на момент проведения проверки и выявления инспекцией административного правонарушения действовал договор от 01.08.2013 с учетом указанного выше дополнительного соглашения, имеющего значение для  рассмотрения настоящего спора.

Кроме этого, как следует из устава общества, основными целями его создания явились именно управление эксплуатацией жилищного фонда, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей.

Таким образом, из изложенного следует, что именно общество, осуществляя поставку тепловой энергии, горячей воды, по смыслу вышеназванных Правил № 354, является организацией, производящей коммунальные ресурсы, и несет ответственность за нарушение режима и качества их предоставления.

То обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации  именно общество является

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу n А66-3021/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также