Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А66-13750/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 августа 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-13750/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 13 августа 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,

при участии от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери Орловой Е.М. по доверенности от 12.09.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Центр энергетических исследований «Энергоаудит-Внедрение» на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 марта 2015 года по делу № А66-13750/2013 (судья Головина Т.И.),

 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью Центр энергетических исследований «Энергоаудит-Внедрение» (место нахождения: 420088, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов, д. 62; ОГРН 1101690004019, ИНН 1660134796; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери (место нахождения: 170000, Тверская обл., г. Тверь, ул. Московская, д. 24, корп. 1; ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988; далее - Департамент) о взыскании 503 203 руб. 28 коп. задолженности по оплате работ по энергетическому обследованию многоквартирных жилых домов по Муниципальному контракту от 22.08.2012 № 2012.1000014, а также 25 000 руб. о возмещении судебных издержек по оплате юридических услуг.

Определением суда от 17.04.2014 к производству принят встречный иск Департамента к Обществу о расторжении муниципального контракта  от 22.08.2012 № 2012.100014 и взыскании 172 699 руб. 36 коп. неустойки за нарушение сроков выполнения работ на основании пункта 5.1 контракта, начисленной за период с 26.11.2012 по 15.01.2014.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 10.03.2015 в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречный иск удовлетворен частично. Суд расторг муниципальный контракт от 22.08.2012 № 2012.100014 на выполнение энергетического обследования многоквартирных жилых домов. С Общества в пользу Департамента взыскано 100 000 руб. неустойки, 145 000 руб. расходов по оплате экспертизы. В остальной части исковых требований отказано. Кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 7579 руб. 05 коп. государственной пошлины, а также взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25 % годовых за каждый день просрочки с момента вступления настоящего решения в законную силу до его фактического исполнения на всю взысканную сумму (неустойки и стоимости экспертизы).

Общество с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы  приводит следующие доводы:

- противоречат представленным доказательствам и письму Министерства энергетики РФ от 18.05.2012 № 02-733 вывод эксперта о том, что энергетические паспорта не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним пунктом 3.2.1 муниципального контракта в части полноты заполнения, корректности представленных данных и возможности представления паспортов на утверждение в Министерство энергетики РФ. Указанные выводы противоречат  представленному истцом заключению общества с ограниченной ответственностью «Энергокомплекс», и заключению НП «Объединение энергоаудиторских экспертных организаций Волго-Камского региона»;

- выбор экспертной организации совершен судом без вызова сторон. Истцу не сообщалось о направлении запроса в экспертную организацию, предложенную им и о самом факте приостановления дела;

- энергетические паспорта составлялись на основании данных, предоставленных Департаментом и как видно из переписки часть информации Департамент не представил;

- претензии по качеству работ предъявлены Департаментом после подачи искового заявления.

Определением от 09.07.2015 рассмотрение жалобы отложено на 11 час 40 мин 06.08.2015.

Определением суда от 06.08.2015 в составе суда произведена замена судьи Зориной Ю.В. на судью Зайцеву А.Я. в связи с нахождением судьи Зориной Ю.В. в отпуске.

В соответствии со статей 18 АПК РФ рассмотрение дела начато сначала.

Представитель Департамента в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражал.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 22.08.2012 на основании проведенного открытого аукциона в электронной форме Департамент (заказчик) и Общество с (подрядчик) заключили муниципальный контракт № 2012.100014, в соответствии с условиями которого подрядчик обязался выполнить энергетическое обследование многоквартирных жилых домов, в соответствии с техническим заданием (приложение 1 к контракту).

Срок выполнения работ - с момента подписания контракта по 25.11.2012.

Цена контракта установлена пунктом 2.1 и составляет 503 203 руб. 28 коп.

Оплата за выполненные работы производится в пределах суммы муниципального контракта за выполненные работы, в безналичной форме платежным поручением в течение 25 календарных дней после предоставления энергетических паспортов, утвержденных в саморегулируемой организации, в 3 (трех) оригинальных экземплярах и в электронном виде в формате PDF на электронном носителе, подписания актов на все выполненные работы (формы КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затратах (формы КС-3) и предоставления Подрядчиком счета и счета-фактуры (для плательщиков НДС) вместе с сопроводительным письмом (пункт 2.2).

В соответствии с пунктом 3.2.1 контракта подрядчик гарантирует качество выполняемых работ в соответствии с техническим заданием Заказчика (приложение 1 к аукционной документации), Федеральным законом Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 04.07.2006 № 141 «Об утверждении рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)», приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования», Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», действующих СНиПов и прочих правил по энергоснабжению и эксплуатации энергетического оборудования.

По условиям пункта 3.2.2 контракта подрядчик передает заказчику энергетические паспорта, утвержденные в саморегулируемой организации, на бумажном носителе в количестве 3 экземпляров каждый и 1 экземпляр на электроном носителе.

Согласно пункту 4.2 контракта для проверки соответствия качества оказанных Подрядчиком услуг требованиям, установленным настоящим договора, Заказчик вправе привлекать независимых экспертов.

За несоблюдение сроков выполняемых работ Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку в размере трех трехсотых действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости контракта за каждый день просрочки. Указанные средства перечисляются на счет Управления Федерального Казначейства по Тверской области в доход бюджета города Твери. Подрядчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что несоблюдение сроков выполняемых работ произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (пункт 5.1 контракта).

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, подрядчик вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (пункт 5.2 контракта).

Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 19.12.2012. Прекращение действия настоящего контракта не влечет прекращения гарантийных обязательств по настоящему контракту.

Согласно пункту 3.1 приложения 1 к контракту (техническое задание) результаты работы должны быть использованы при внедрении энергосберегающих мероприятий и развитии систем энергоснабжения объекта, внедрении систем учета и управления энергетическими затратами, установлении экономически обоснованных нормативов потребления, что в результате позволит повысить эффективность использования энергетических ресурсов.

Перечень домов и их характеристики указаны в разделе 4 технического задания.

Для разработки основных направлений рационального использования энергетических ресурсов должно быть проведено энергетическое обследование систем энергоснабжения в соответствии с Приказом от 19 апреля 2010 года № 182 Министерства энергетики Российской Федерации и другими нормативно-техническими документами, соответствующими Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Содержание, сроки и порядок сдачи выполненных работ определены в разделе 5 технического задания.

Работа выполняются в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а именно Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективностиaза “I`pRpRDо *s», Энергетической стратегии России до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 1234-р (пункт 6.1 приложения 1).

Содержание энергетического паспорта, объем сведений и форма предоставления данных должны соответствовать требованиям Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, Приказа от 19 апреля 2010 года № 182 Министерства энергетики Российской Федерации со всеми приложениями (пункт 6.2 Приложения 1).

Дополнительные требования к выполнению работ определены разделом 6 технического задания.

Общество обратилось в арбитражный суд с иском ссылаясь на то, что  работы по муниципальному контракту выполнены им в полном объеме, результаты работ переданы Департаменту, который уклонился от оплаты работ.

Департамент оспорил факт надлежащего выполнения работ, в процессе производства по делу заявил встречный иск о расторжении муниципального контракта от 22.08.2012 № 2012.100014 и взыскании неустойки.

Суд первой инстанции в удовлетворении первоначальных требований отказал, встречные требования удовлетворил частично.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Согласно пункту 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В силу статьи 405 ГК РФ если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков (пункт  3 статьи 708 ГК РФ).

Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 ГК РФ).

В процессе рассмотрения дела между сторонами возник спор относительно качества выполненных работ и его соответствия условиям муниципального контракта от 22.08.2012 № 2012.100014.

Определением от 31.01.2014 суд первой инстанции  обязал стороны провести двусторонний осмотр документации, направленной ответчику и представить суду двусторонний акт по его результатам с указанием перечня взаимных претензий.

Во исполнение данных требований суд обязал истца явиться к ответчику, а ответчика организовать проверку документации и предоставить соответствующие технические возможности для оформления результата осмотра. Явка сторон в судебное заседание признана обязательной.

Истцом данное требование не выполнено. В ходе судебного разбирательства

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А66-4490/2015. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также