Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А05-14534/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 августа 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-14534/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 10 августа 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Моисеевой И.Н. и                    Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пинега» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 апреля 2015 года по делу                    № А05-14534/2014 (судья Быстров И.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

         общество с ограниченной ответственностью «Пинега» (164563, Архангельская обл., Холмогорский р-н, п. Белогорский, ул. Советская, д. 1; ОГРН 1142903000404, ИНН 2923007104; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодексаРосийской Федерации                 (далее – АПК РФ), о признании незаконным бездействия Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; далее - министерство), выразившегося в незаключении в период с 24.10.2014 по 24.12.2014 с заявителем договора на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (том 1, листы 127-131).

          К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования «Белогорское» (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 апреля            2015 года заявителю отказано в удовлетворении требований.

Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на наличие обязанности у ответчика в спорный период заключить с заявителем упомянутый выше договор.

Министерство в отзыве отклонило доводы, приведенные подателем жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного решения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

 Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция считает, что решение суда отмене (изменению) не подлежит.

 Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области             от 10.09.2014 № 38-т/5 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Белогорское» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям.

Утвержденные данным постановлением тарифы действуют с 16.09.2014 по 31.12.2014.

Согласно этому постановлению компенсация убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов для населения, производится в соответствии с законодательством Архангельской области (пункт 3 примечаний, изложенных в приложении к названному постановлению).

Общество, ссылаясь на наличие у него права на получение субсидий            на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, и руководствуясь положениями пунктов 3.5, 3.6 раздела 3 Порядка предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам                                (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – Порядок предоставления в 2014 году субсидий), изложенного в приложении 18 к Закону Архангельской области от 19.12.2013 № 59-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – Закон № 59-4-ОЗ), направило в министерство  с сопроводительным письмом от 18.09.2014 № 1 проект договора на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (далее – договор на возмещение недополученных доходов).

Также заявитель направил ответчику копию заключенного обществом (ссудополучателем) и администрацией (ссудодателем) договора безвозмездного пользования имуществом, предназначенного для организации работы по теплоснабжению, от 06.08.2014 № 1 и иные документы, необходимые для рассмотрения указанного обращения заявителя (том 1, листы 100-116).

Помимо этого, в дальнейшем общество представило ответчику решение Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» от 25.07.2014                   № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 № 42 «О бюджете муниципального образования «Белогорское» на 2014 год», договор аренды от 01.08.2014 № 1, заключенный на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» от 08.10.2014 № 65 «О внесении изменений в решение от 25.07.2014 № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 № 42 «О бюджете муниципального образования «Белогорское» на 2014 год» (далее - решения Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» № 42, 58, 65; том 1, листы 48-64).

Полученные от заявителя документы министерство направило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области с целью проверки наличия признаков нарушений антимонопольного законодательства.

По результатам проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области вынесено решение от 05.02.2015                         № 05-03/595 (получено министерством 09.02.2015 вх. номер 203-228), которым  в том числе выявлено нарушение требований части 1 статьи 15, части 1                 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), выразившееся в заключении с обществом договора аренды от 01.08.2014 № 1, согласно которому в аренду передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, без проведения конкурса и с несоблюдением требований, установленных главой 5 названного Закона (том 1, листы 143-148).

В материалах дела усматривается, что 26.11.2014 общество также представило в министерство копию договора субаренды от 15.07.2014, заключенного обществом с ограниченной ответственностью «Белогорское» (арендатор) и заявителем (субарендатор).

         Между тем в письме от 03.12.2014 № 45, направленном в министерство, общество сообщило, что этот договор субаренды, как и договор от 06.08.2014 № 1 о передаче имущества в безвозмездное пользование, не следует учитывать в дальнейших взаимоотношениях в связи с их расторжением и прекращением действия (том 1, лист 126).

По факту обращения администрации в связи с заключением договора аренды от 01.08.2014 № 1 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 18.12.2014 вынесено решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции обществу с введением ограничений, установленных данных решением. 

Помимо этого, указанным решением третьему лицу предписано в срок до 01.07.2015 определить лицо, в пользование которого может быть предоставлено муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, с соблюдением требований, установленных главой 6.1 Закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) (том 1, листы 75-81).

С учетом результатов проверки, проведенной антимонопольным органом решением Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» от 26.12.2014 № 74 признаны утратившими силу решения Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» № 42, 58, 65; администрацией и обществом заключен договор аренды от 19.12.2014 № 2 со сроком действия с 19.12.2014 по 31.05.2015 и заключено соглашение о расторжении договора аренды от 01.08.2014.

По факту предъявления заявителем в министерство договора аренды от 19.12.2014 № 2 обществом и ответчиком заключен договор от 24.12.2014 № 138-Т на возмещение недополученных доходов (том 1, листы 82-88).

Поскольку данный договор заключен 24.12.2014, общество обратилось в суд с рассматриваемыми в рамках данного спора требованиями, ссылаясь на незаконность бездействия министерства, выразившееся в незаключении в период с 24.10.2014 до 24.12.2014  договора на возмещение недополученных доходов.

          Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для вывода о незаконности оспариваемого бездействия ответчика в указанный период в данном случае отсутствуют.

         Суд апелляционной инстанции считает такие выводы суда первой инстанции правомерными, доводы, приведенные подателем жалобы, подлежащими отклонению.

Как указано выше, в приложении 18 к Закону № 59-4-ОЗ приведен Порядок предоставления в 2014 году субсидий.

Подпунктом 16 пункта 8 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 128-пп (далее – Положение о министерстве), установлено, что к числу полномочий министерства отнесено предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов.

Пунктом 3.5 Порядка предоставления в 2014 году субсидий предусмотрено, что предоставление субсидий теплоснабжающим организациям осуществляется министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы «Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области» государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)».

Согласно подпункту 6 пункта 10 Положения о министерстве ответчик осуществляет заключение в установленном порядке договоров и соглашений по вопросам, отнесенным к компетенции министерства.

Учитывая изложенное, а также положения, предусмотренные разделом 3 Порядка предоставления в 2014 году субсидий, следует признать, что министерство является тем уполномоченным органом, на который возложена обязанность по заключению договоров на получение соответствующих субсидий, предоставляемых теплоснабжающим организациям Архангельской области.

Из пункта 3.2 упомянутого Порядка следует, что к теплоснабжающим организациям относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющие продажу населению и потребителям, приравненным к населению, произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющие на праве собственности, по договору аренды, субаренды, по концессионному соглашению или на ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение населения и потребителей, приравненных к населению.

Аналогичные положения, содержащие определение понятию теплоснабжающие организации, содержатся и в пункте 11  статьи 2 Закона                       о теплоснабжении.

Следовательно, для подтверждения статуса теплоснабжающей организации, имеющей право на получение субсидии в соответствии с Порядком предоставления в 2014 году субсидий, лицо, обращающееся в министерство с заявлением о заключении договора на получение субсидии, должно подтвердить факт наличия у него на праве собственности или ином законном основании источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

С учетом установленных выше обстоятельств рассматриваемого дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае  до момента заключения обществом (арендатором) и администрацией договора аренды от 19.12.2014 № 2 у министерства не имелось оснований для вывода о том, что заявитель на законных основаниях владеет источниками тепловой энергии и тепловыми сетями в системе теплоснабжения.

Податель жалобы считает, что в данной ситуации судом первой инстанции неправильно применены нормы Закона № 135-ФЗ.

Как ссылается общество, по правилам части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, пункта 9 части 1 статьи 17.1 и главы 5 Закона № 135-ФЗ муниципальное имущество может быть передано в аренду путем предоставления муниципальной преференции, согласие на которую от антимонопольного органа не требуется. По мнению подателя жалобы, у ответчика не имелось оснований для непринятия договора аренды от 01.08.2014 № 1 в качестве документа, подтверждающего статус общества как теплоснабжающей организации, имеющей право на заключение договора на возмещение недополученных доходов. 

Данные доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание судом.

Так, в силу части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися                        в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А05-3144/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также