Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу n А13-4424/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 05 августа 2015 года г. Вологда Дело № А13-4424/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года. В полном объеме постановление изготовлено 05 августа 2015 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А., при участии от администрации города Вологды Гитариной А.С. по доверенности от 24.09.2012, от общества с ограниченной ответственностью «ГазСтрой» Шевелевой О.С. по доверенности от 15.05.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 мая 2015 года по делу № А13-4424/2015 (судья Зрелякова Л.В.),
у с т а н о в и л: администрация города Вологды (место нахождения: 160035, г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4; ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ГазСтрой» (место нахождения: 160004, г. Вологда, ул. Маяковского, д. 31, оф. 11; ОГРН 1143525006888, ИНН 3525323198; далее - Общество) о взыскании 543 084 руб. 39 коп., в том числе 529 169 руб. 72 коп. задолженности по договору аренды земельного участка от 05.03.2010 № 01-635 за период с 23.06.2014 по 31.05.2015 и 13 914 руб. 67 коп. пеней за период с 16.08.2014 по 16.02.2015. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.05.2015 исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Администрации взыскано 170 983 руб. 01 коп., в том числе 168 079 руб. 18 коп. задолженности и 2903 руб. 83 коп. пеней. В остальной части в удовлетворении иска отказано. Кроме того, с Общества в федеральный бюджет взыскано 4364 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска. Администрация с решением не согласилась, в апелляционной жалобе просит решение изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы считает, что правовых оснований для применения ставки арендной платы в размере 2 % от кадастровой стоимости вместо 6 % ставки у суда первой инстанции отсутствовали. Представитель Администрации в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель Общества в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал. Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению. Как следует из материалов дела, 05.03.2010 Департамент земельных отношений (арендодатель) и Мартыненко Сергей Валерьевич (арендатор) заключили договор № 01-635 аренды земельного участка для строительства, согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает за плату во временное владение и пользование, а арендатор принимает земельный участок, с кадастровым номером 35:24:0103002:1635, расположенный по адресу: город Вологда, улица Преображенского, площадью 15 041 кв.м, с разрешенным использованием - производственные предприятия IV-V классов вредности различного профиля для строительства гаражей боксового типа, автостоянки, авторемонтного предприятия. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 08.04.2010. Срок действия договора определен в пункте 2.1 договора до 26.02.2015. Земельный участок предоставлен в аренду для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, что подтверждается постановлением правительства Вологодской области от 23.12.2009 № 2030 «О предварительном согласовании Мартыненко Сергею Валерьевичу места размещения объекта на территории муниципального образования «Город Вологда», распоряжением Департамента земельных отношений Вологодской области от 26 февраля 2010 года № 160-р «О предоставлении в аренду Мартыненко Сергею Валерьевичу земельного участка на территории муниципального образования «Город Вологда». По договору уступки права аренды от 23.05.2014 Мартыненко Сергей Валерьевич переуступил свои права арендатора на указанный земельный участок Обществу. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 23.06.2014. В силу пункта 5.1 договора размер арендной платы определяется в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Вологодской области. В связи с признанием утратившим силу Закона Вологодской области от 20.11.2006 № 1518-03 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда» решением Вологодской городской Думы от 06.05.2010 № 342 (в редакции решения от 02.07.2012 № 1225), устанавливающим полномочия органов местного самоуправления города Вологды в реализации отдельных государственных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда» установлено, что с 03 сентября 2012 года Администрация выступает администратором доходов по арендной плате по указанным земельным участкам. Ссылаясь на то, что ответчик не внес арендную плату за пользование земельным участком по договору за период с 23.06.2014 по 31.03.2015, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании основного долга и пеней. Суд первой инстанции признал требования законными и обоснованными частично. Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда. Согласно пункту 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в Кодексе. В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. На основании пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами. Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Пункт 3 приведенной статьи предусматривает, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Статья 614 ГК РФ предусматривает, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды, не содержит требований к способу указания в договоре размера арендной платы, в связи с чем ее размер может быть определен как в виде фиксированной суммы, так и путем согласования порядка его определения. В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке. Расчет суммы арендной платы за период с 23.06.2014 по 28.02.2015 произведен Администрацией в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 02.12.2013 № 1239 «Об утверждении Положения об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области» (далее – Постановление № 1239) исходя из ставки 6 % от кадастровой стоимости земельного участка. За период с 01.03.2015 по 31.03.2015 арендная плата рассчитана на основании постановления правительства Вологодской области от 01.12.2014 № 1083 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Вологодской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области» исходя из ставки 1,095% от кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициента уровня инфляции 1,055. По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09). Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, органы государственной власти субъектов устанавливают порядок определения размера арендной платы, то есть методику определения ее размера. Поэтому органы государственной власти субъекта впоследствии вправе изменять те составляющие методики, которые используются при расчете платы за пользование земельным участком. Между тем пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582) арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из ряда принципов, в том числе из принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы. Принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы предполагает, что в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении № 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. Правовая позиция, изложенная в постановлении № 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты «а» - «д») Постановления № 582 для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности. Подпунктом «д» пункта 3 Постановления № 582 установлен предельный размер арендной платы – 2 % от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном ЗК РФ. Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, а именно постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2009 № 2030, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0103002:1635 предоставлен для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (л.д. 39). Следовательно, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу n А44-865/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|