Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по делу n А66-12009/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 июля 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-12009/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 23 июля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Твой Город» Курасовой С.В. по доверенности от 20.02.2014, от администрации города Твери Федяева С.Н. по доверенности от 01.12.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Твой Город» на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 февраля 2015 года по делу № А66-12009/2014 (судья Белов О.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Твой Город» (место нахождения: 109390, город Москва, 1-ая улица Текстильщиков, дом 12/9, офис 2; ОГРН 1047796296250, ИНН 7723510824; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН1066950062717, ИНН 6901000920; далее – администрация) по демонтажу рекламных конструкций, принадлежащих филиалу общества в г. Твери, расположенных в г. Твери по адресам: на пересечении улиц Горького и Скворцова-Степанова (номер в едином реестре рекламных мест города Твери 0477, разрешение от 12.04.2007 № 352) и на пересечении улиц Горького и З. Коноплянниковой (номер в едином реестре рекламных мест города Твери 0478, разрешение от 12.04.2007 № 339) (с учетом уточнения требований, принятого судом).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. оставлены на заявителе. Кроме того, с общества в доход федерального бюджета взыскано 2000 руб. государственной пошлины.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на причинение имущественного вреда в связи с уничтожением конструкции, которая являлась собственностью общества, без какого либо судебного решения. Указывает на лишение права добровольного демонтажа рекламной конструкции в течение месяца с момента опубликования представления. Считает произведенный демонтаж незаконным в связи с несоблюдением порядка, установленного постановлением администрации от 17.07.2014 № 812 «Об утверждении порядка демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Твери без разрешений, срок действия которых не истек» (далее – постановление № 812). Ссылается на неполучение обществом уведомлений о необходимости демонтажа рекламной конструкции по юридическому адресу или адресу филиала. Полагает ошибочным вывод арбитражного суда об истечении срока действия разрешения на распространение рекламы и договора. Указывает на возможность выдачи предписаний о демонтаже только в отношении самовольно установленных рекламных конструкций.

Администрация в отзыве доводы жалобы не признала, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Определением от 20.07.2015 ранее участвовавшие в рассмотрении дела судья Виноградова Т.В. заменена на судью Докшину А.Ю., судья Мурахина Н.В. - на судью Ралько О.Б., рассмотрение дела начато сначала.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва. Представитель общества пояснил, что администрация с 2012 года не проводила конкурсы на размещения рекламы, не утверждала схему мест размещения рекламы. Представитель администрации указал на то, что троекратное направление предписаний о демонтаже рекламных конструкций в адрес общества связано с тем, что общество их не исполняло.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, главным архитектором города Твери 12.04.2007 обществу выданы разрешения № 339 и 352 на размещение рекламных конструкций по адресам: на пересечении улиц Горького и Скворцова-Степанова и на пересечении улиц Горького и З. Коноплянниковой. На основании указанных разрешений 11.05.2007 администрацией с обществом заключены договоры № 303 и 312 на распространение наружной рекламы.

Администрация 05.07.2013 направила обществу по каждому из договоров письма от 04.07.2013 № 01/3837-и и 01/3829-и, содержащие информацию об истечении срока действия вышеуказанных договоров на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций 12.04.2012 и о необходимости их демонтажа в течение месяца со дня получения указанных предписаний. Кроме того, администрация разъяснила, что при невыполнении предписаний она будет вынуждена демонтировать конструкции с последующим возложением расходов на общество. Указанные письма направлены по адресу: г. Тверь, ул. Терещенко, д. 5а. На основании данных почты письма вручены адресату 6 и 9 июля 2013 года.

Администрацией 05.05.2014 обществу по адресу город Тверь, ул. Склизкова, д. 44/27 повторно направлены предписания о демонтаже рекламных конструкций № 01/2365-и и 01/2382-и. По данным почты предписания вручены адресату 23.05.2014.

Администрацией 5 и 6 мая 2014 года проведены обследования спорных рекламных конструкций, которыми установлено, что данные конструкции обществом не демонтированы, о чем составлены соответствующие акты.

Комиссией в составе начальника отдела содержания дорожного хозяйства и обеспечения безопасности дорожного движения департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери Роднянского А.Б., главных специалистов отдела наружной рекламы и связи управления потребительского рынка и контроля администрации города Твери Григорак Д.В. и Круглова Ю.В., а также главного специалиста отдела градостроительного регулирования и эстетики управления архитектуры и градостроительства департамента архитектуры и строительства администрации города Твери Павлишиной Н.Н. составлены акты от 18.08.2014 № 35 и от 19.08.2014 № 36 о невыполнении обществом предписаний о демонтаже спорных рекламных конструкций.

В связи с неисполнением предписаний спорные рекламные конструкции администрацией демонтированы соответственно 18 и 19 августа 2014 года, о чем составлены акты № 35 и 36.

Уведомления о произведенном демонтаже спорных рекламных конструкций и копии актов демонтажа администрацией обществу направлены 26.09.2014.

При этом 18.07.2014 администрацией было вынесено третье предписание о демонтаже, в том числе спорных рекламных конструкций, которым установлен месячный срок для его добровольного исполнения с даты опубликования. Датой опубликования данного предписания являлось 19.08.2014.

Не согласившись с действиями администрации по демонтажу рекламных конструкций, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Судом первой инстанции вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как срок действия разрешений на размещение рекламы истек, о необходимости демонтажа рекламных конструкций общество было уведомлено заблаговременно.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

На основании части 17 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе, Закон № 38-ФЗ) в редакции от 09.02.2007 действовавшей с 14.02.2007 по 30.06.2007 разрешение на установку рекламных конструкций выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа сроком на пять лет.

Разрешения на распространения рекламы № 339 и 352 выданы обществу 12.04.2007.

Договоры № 303 и 312 в отношении спорных рекламных конструкций заключены обществом с администрацией 11.05.2007.

С 25.07.2007 часть 17 статьи 19 Закона о рекламе действовала в редакции Закона № 193-ФЗ, согласно которой разрешение выдавалось органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Одновременно Законом № 193-ФЗ внесены изменения в часть 5 статьи 19 Закона о рекламе, согласно которой установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, статьей 19 Закона о рекламе в редакции, действующей в период выдачи обществу спорных разрешений, срок действия таких разрешений был установлен не более 5 лет.

Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 № 8263/10, рекламная конструкция всегда устанавливается на определенный срок и по смыслу Закона о рекламе является вещью движимой. Правоотношения между собственником рекламной конструкции и собственником недвижимости, к которой присоединяется рекламная конструкция, подчиняются не только требованиям Закона о рекламе, но и положениям гражданского законодательства, на что прямо указано в части 5 статьи 19 Закона о рекламе.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе в редакции, действующей в период выдачи обществу разрешений).

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе в редакции, действующей в период выдачи обществу разрешений).

Таким образом, срок действия разрешений, выданных в апреле 2007 года, истек в апреле 2012 года, соответственно истек и срок действия заключенных на основании указанных разрешений договоров.

Новых разрешений на установку рекламной конструкции общество не получало. Срок действия разрешений не продлевался.

Следовательно, как верно установлено судом первой инстанции по состоянию на 18 и 19 августа 2014 года (дата их демонтажа) общество эксплуатировало рекламные конструкции без разрешения, при этом у общества не имелось правовых оснований для эксплуатации рекламных щитов и использования для этой цели земельных участков.

Согласно частям 5.6 статьи 19 Закона о рекламе после истечения срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимости, находящейся в публичной собственности, заключение нового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется посредством проведения аукциона или конкурса.

Таким образом, владелец ранее установленной рекламной конструкции не наделен Законом о рекламе какими-либо преимуществами, в том числе по сохранению своей рекламной конструкции на прежнем месте до окончания торгов, и участвует в торгах на общих основаниях.

Поэтому общество не могло рассчитывать на договоренность с администрацией о согласовании в индивидуальном порядке разрешительной документации об оставлении за ним земельного участка в обход императивных требований Закона о рекламе.

Более того, как верно указано судом первой инстанции, Закон о рекламе не содержал указаний о распространении его измененных положений на ранее заключенные сроком до 5 лет договоры, а также о допустимости пролонгации или переоформления этих договоров без проведения торгов.

Изложенная правовая позиция соответствует постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 № 5798/14 по делу № А50-6337/2013.

Ссылка общества на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 08.07.2015 по делу № 04-6/1-10-2015, которым действия (бездействие) администрации и департамента в части ненадлежащего исполнения обязанностей по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Твери, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежит отклонению, так как срок действия разрешений общества в отношении спорных рекламных конструкций истек до 08.05.2013 (даты вступления в силу Закона № 98-ФЗ в соответствии с которым органы местного самоуправления в срок до 01.01.2014 обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций).

Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по делу n А05-423/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также