Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2015 по делу n А13-17629/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 июля 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-17629/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 20 июля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Мурахиной Н.В. и                 Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,

при участии от открытого акционерного общества «Верхневолжсксельэлектросетьстрой» Корма А.Н. по доверенности                       от 09.12.2014, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области Ивашевской С.О. по доверенности                            от 12.01.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 апреля 2015 года по делу № А13-17629/2014 (судья Баженова Ю.М.),

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Верхневолжсксельэлектросетьстрой» (место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Некрасова, дом 60А; ОГРН 1023500875496; ИНН 3728000227; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 1; ОГРН 1043500095737; ИНН 3525022440; далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.07.2014 № 5801 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 113 072 руб., соответствующих сумм пеней,  а также привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неполную уплату земельного налога за 2013 год в виде штрафа в соответствующей сумме, обязании налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о возврате из бюджета уплаченного земельного налога в сумме 113 072 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа (с учетом уточнения требований, принятого судом).

Определением Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2015 года по настоящему делу к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3; ОГРН 1043500093889; ИНН 3525144576; далее - управление), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (место нахождения: 107078, город Москва, Орликов пер., д. 10 стр. 1; ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340; далее - учреждение) и администрация города Вологды (место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, Каменный мост, дом 4; далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.

Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, в ней изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Учреждение ходатайством от 13.07.2015 просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав пояснения представителей общества и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 04.02.2014 налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составлен акт от 20.05.2014 № 2141 (т. 1, л. 18-22) и принято решение от 16.07.2014 № 5801 (т. 1, л. 24-28) о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 36 032 руб. 60 коп. Указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 180 163 руб., пени по земельному налогу в сумме 15 024 руб. 50 коп.

         Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 02.10.2014 № 07-09/11114@ (т. 1, л. 32-36) апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции в части, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что инспекцией не доказано наличие у заявителя обязанности по уплате земельного налога за 2013 год в сумме 113 072 руб., поскольку доказательств наличия у общества в 2013 году вещных прав на спорный земельный участок не представлено.

Апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.

Согласно положениям статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Согласно статье 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на услов

Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В пункте 1 статьи 53 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период рассмотрения заявления общества) предусматривалось, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.

При этом в силу пункта 3 статьи 53 ЗК РФ при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В пункте 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Правовая позиция, касающаяся толкования указанных норм и определения круга лиц, признаваемых плательщиками земельного налога, сформулирована в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее - Постановление № 54).

С учетом пункта 1 статьи 131 ГК РФ об обязательности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, в том числе земельные участки, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, а также пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации ВАС РФ была сформулирована позиция, согласно которой плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в  Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок (правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, правом пожизненного наследуемого владения), в силу чего обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

В Постановлении № 54 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации является единственным доказательством существования зарегистрированного права

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 Постановления № 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в реестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Изъятия, отраженные в пунктах 4, 5 Постановления № 54, касаются прав на недвижимое имущество, возникших до момента вступления в силу Закона о регистрации.

Таким образом, по общему правилу и с учетом разъяснений пункта 1 Постановления № 54 до дня внесения в реестр записи о праве иного лица на спорный земельный участок общество остается плательщиком земельного налога.

Такое толкование приведенных норм права соответствует и позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 04.10.2011 № 5934/11.

Как следует из материалов дела, постановлением главы города Вологды от 19.05.1998 № 1118 (т. 1, л. 124) обществу предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки общей площадью 30 204 кв.м, ранее предоставленные постановлениями Администрации города Вологды              от 25.08.1992 № 1296 и от 25.09.1992 № 1477 для ведения производственной деятельности. На основании добровольного согласия у заявителя изъят из пользования  земельный участок площадью 13 458 кв.м в районе улицы Тепенькинской и переведен в земли запаса города Вологды. Пунктом 3 данного постановления установлено, в том числе, что площадь земельного участка в районе улицы Тепенькинской считать равной 8908 кв.м.

Постановлением главы города Вологды от 13.08.1998 № 1931 (т.  1, л. 117) на основании добровольного согласия изъята часть земельного участка площадью 3745 кв.м по улице Тепенькинской, предоставленного постановлением от 19.05.1998 № 1931, и переведена в земли запаса.

В пункте 2 постановления главы города Вологды от 13.08.1998 № 1931 указано, что во изменение пункта 3 постановления главы города Вологды                от 19.05.1998 № 1118 считать площадь земельного участка по улице Тепенькинской, предоставленного обществу для эксплуатации и обслуживания склада, равной 5163 кв.м.

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Вологды выдано свидетельство от 27.10.1998 № 24-1676 о праве бессрочного (постоянного) пользования общества на земельный участок площадью 5163 кв.м, расположенный по адресу: город Вологда, улица Тепенькинская (т. 1,               л. 114).

 Вместе с тем, общество заявлением от 06.12.1999 № 01/2055 (т. 1, л. 41), направленным в адрес заместителя главы города Вологды и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Вологды, просило изъять земельный участок площадью 5163 кв.м, расположенный по адресу: город Вологда, улица Тепенькинская, предоставленный постановлением главы города Вологды от 13.08.1998 № 1931, ввиду его неиспользования.

11 февраля 2000 года в отношении земельного участка площадью 5163 кв.м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Тепенькинская,  составлен акт обследования, утвержденный руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Вологды (т. 1, л. 118). Согласно данному акту комиссия приняла решение о переводе

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2015 по делу n А05-131/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также