Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А66-18071/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 июля 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-18071/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 07 июля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива № 2 на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 марта 2015 года по делу № А66-18071/2014                        (судья Бачкина Е.А.),

у с т а н о в и л:

Жилищно-строительный кооператив № 2 (ОГРН 1036900013963, ИНН 690200213560; место нахождения: 170005, город Тверь, улица Екатерины Фарафоновой, дом 42; далее – кооператив, ЖСК № 2) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному Управлению Государственной жилищной инспекции Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее – инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2014 № 1973/4143-а, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 марта 2015 года по делу № А66-18071/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ЖСК № 2 с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что работы, указанные в оспариваемом постановлении, могут быть осуществлены лишь при наличии решения собственников многоквартирного дома о необходимости их проведения и об их финансировании. Кроме этого, согласно протоколу от 25.10.2014 собранием членов ЖСК № 2 определена дата проведения текущего ремонта (3-й квартал 2015 года). В обоснование отсутствия своей вины ссылается на то, что Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери кооперативу дважды отказано в проведении капитального ремонта. Считает, что устранение нарушений, выразившихся в наличии вертикальных трещин кирпичной кладки на стенах здания, относится к работам, проводимым при осуществлении капитального ремонта.

Инспекция отзыв на жалобу не представила.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, по факту обращения гражданки Земледельцевой Т.О., проживающей в многоквартирном доме № 42, расположенном на улице Е.Фарафоновой в городе Твери, на основании распоряжения от 25.08.2014 № 1973/4143-А инспекцией проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ЖСК № 2 обязательных требований жилищного законодательства.

В ходе проведения проверки административным органом выявлены допущенные кооперативом нарушения требований, установленных пунктами 2.6.2, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 3.2.9. 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.2.3.4, 4.2.4.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.14, 4.8.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), выразившиеся в следующем:

- разрушена кромка бетонной плиты козырька входной группы 2-го подъезда;

- по периметру здания имеются разрушения, провалы, просадки отмостков, наличие на отмостке растительности (травы, кустов);

- имеются многочисленные места разрушения штукатурного слоя цоколя здания;

- на наружных стенах здания имеются вертикальные трещины кирпичной кладки (в пределах квартиры № 13 имеются трещины шириной до 2 см);

- в подъездах некоторые оконные створки лестничных клеток закрыты не плотно, имеются щели, отсутствуют запирающие устройства. Во 2-м подъезде на площадке 4-го этажа отсутствуют внутренняя оконная рама;

- окрасочный слой оконных заполнений лестничных клеток сильно разрушен (отслоение, шелушение, вздутия);

- в чердачном помещении на шиферном кровельном покрытии имеются сквозные отверстия, трещины и недостаточный напуск листов.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 01.10.2014 № 1973/4143-А.

ЖСК № 2 выдано предписание от 01.10.2014 № 1973/4143-А об устранение выявленных нарушений.

По факту указанных нарушений административным органом 02.10.2014 в отношении кооператива составлен протокол № 1973/4143-А об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией 31.10.2014 вынесено постановление № 1973/4143-а, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, кооператив оспорил его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

Статьей 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок использования данных помещений. Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований жилищного и гражданского законодательства. Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.

Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Согласно пункту 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил).

В силу пункта 12 Правил № 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).

Пунктом 42 названных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и обслуживающими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с обслуживающей компанией.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ответственным лицом за содержание и ремонт жилого дома № 42, расположенного на улице Е.Фарафоновой в городе Твери, является ЖСК № 2.

Как следует из представленной в материалы дела копии устава, целями деятельности ЖСК № 2 являются удовлетворение потребностей участников в улучшении жилищных условий и управление жилыми и нежилыми помещениями в доме № 42, расположенном на улице Е.Фарафоновой в городе Твери.

Согласно пункту 2.2.7 устава, для достижения уставных целей ЖСК № 2 вправе осуществлять, в том числе организацию и выполнение строительства, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, а также эксплуатацию объектов общей совместной собственности членов жилищно-строительного кооператива.

ЖСК № 2 не оспаривает тот факт, что оно является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами указанного жилого дома.

В апелляционной жалобе кооператив ссылается на то, что работы, указанные в оспариваемом постановлении, могут быть осуществлены лишь при наличии соответствующего решения собственников многоквартирного дома о необходимости их проведения и об их финансировании. Кроме этого, согласно протоколу от 25.10.2014 собранием членов ЖСК № 2 определена дата проведения текущего ремонта (3-й квартал 2015 года). В апелляционной жалобе кооператив ссылается также на то, что Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери ему дважды отказано в проведении капитального ремонта.

Апелляционный суд отклоняет данный довод, поскольку доказательств того, что для устранения выявленных инспекцией в ходе проверки нарушений необходим капитальный ремонт, подателем жалобы не предъявлено.  

При этом все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться обслуживающими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что кооператив добровольно принял на себя обязанности по выполнению работ и предоставлению услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в полном объеме, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений.

Следует также отметить, что определение должного размера платы за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является предпринимательским риском организации, ответственной за содержание и ремонт жилого дома.

Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые указанная организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А05-1452/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также