Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А44-8878/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 июля 2015 года

г. Вологда

    Дело № А44-8878/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 07 июля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 апреля 2015 года по делу № А44-8878/2014 (судья Деменцова И.Н.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Междугородник» (место нахождения: 174403, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Советская, д. 124; ОГРН 1045300713424, ИНН 5320017482; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения Новгородской области (место нахождения: 173001, Великий Новгород, ул. Великая, д. 8; ОГРН 1025300793539, ИНН 5321028800; далее – Департамент труда), Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776; далее – Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1; ОГРН 1037739085636, ИНН 77101683604 далее - Министерство) о взыскании с надлежащего ответчика 3 896 415 руб. 20 коп. в возмещение убытков, связанных с предоставлением в 2012 году отдельной категории граждан услуг по бесплатному проезду на автомобильном транспорте внутриобластных междугородних маршрутов из расчета две поездки в месяц туда и обратно (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 06.04.2015 исковые требования удовлетворены полностью. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 3 895 965 руб. 20 коп. в возмещение убытков. С Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет средств казны Новгородской области в пользу Общества взыскано 450 руб. в возмещение убытков. В иске к Департаменту труда отказано.

Министерство финансов с решением суда в части взыскания убытков за счет казны Российской Федерации не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит его отменить, так как Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) никаких норм о предоставлении льгот, видов и размеров денежных компенсаций не содержит. Податель жалобы считает неправомерным использование истцом для определения размера убытков расчетного метода. Полагает, что истец не доказал размер взыскиваемой денежной суммы. Материалами дела установлено, что Обществу уже выплачена субсидия в размере 12 574 700 руб., но судом не установлено, что данная сумма выплачена именно за региональные льготы.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом истец не заявил соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции».

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество является коммерческой организацией, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на городских маршрутах в городе Боровичи Новгородской области.

Комитет социальной защиты населения Новгородской области (переименован в Департамент труда и социальной защиты населения Новгородской области в соответствии с указом губернатора Новгородской области от 08.04.2013 № 80) и Общество (перевозчик) заключили соглашение от 01.01.2012 № 112/2012 о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте внутриобластных междугородних маршрутов из расчета две поездки в месяц туда и обратно.

Пунктом 2.1 соглашения предусмотрено, что объем субсидии перевозчику составляет 12 575 150 руб.

За январь-декабрь 2012 года сумма недополученных Обществом доходов составила 16 471 115 руб.

Из областного бюджета истцу выплачена субсидия в размере 12 574 700 руб.

Невозмещение истцу в полном объеме убытков от перевозки пассажиров, пользующихся правом на льготный проезд, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в сумме 3 895 965 руб. 20 коп. законными и обоснованными.

Апелляционная инстанция, проверив судебный акт по правилам части 5 статьи 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены или изменения данного судебного акта в обжалуемой части.

Удовлетворяя иск к Министерству, суд первой инстанции исходил из следующих  норм права и обстоятельств дела.

В силу статей 426 и 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Законом № 122-ФЗ с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии с Областным законом Новгородской области от 11.11.2005 № 557-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее - Областной закон № 557-ОЗ) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; труженикам тыла; ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним, а также гражданам, имеющим право на получение ежемесячных и (или) ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральными законами, местом жительства которых является территория Новгородской области, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории области из расчета две поездки в месяц туда и обратно (пункт 12 части 1 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 3, статья 3-1 Областного закона № 557-ОЗ в ред. от 27.01.2012 № 14-ОЗ) (т. 2, л. 147-149).

В соответствии с частью 2-2 статьи 4 Областного закона № 557-ОЗ для реализации мер социальной поддержки по предоставлению бесплатного проезда на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории области из расчета две поездки в месяц туда и обратно гражданам выдаются листы талонов (в ред. Областного закона от 27.01.2012 № 14-ОЗ).

Реализация мер социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и граждан, приравненных к ним, осуществляется по предъявлении ими удостоверений установленного образца (часть 2 статьи 4 Областного закона № 557-ОЗ).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Областного закона от 08.09.2006 № 710-ОЗ «О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями» (в ред. Областного закона от 27.01.2012 № 14-ОЗ) ветеранам труда Новгородской области предоставлены меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории области. Частью 6 статьи 3 указанного Областного закона предусмотрено, что для реализации меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 6 части 1 статьи 2 настоящего Областного закона, гражданам выдаются листы талонов. Реализация мер социальной поддержки ветеранов труда Новгородской области осуществляется по предъявлении ими удостоверений ветеранов труда Новгородской области (часть 1 статьи 3 Областного закона)(т. 3, л. 1-6).

С целью реализации указанных законодательных актов администрацией Новгородской области принято постановление от 21.12.2011 № 716 «Об утверждении порядка предоставления в 2012 году субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на автомобильном транспорте внутриобластных междугородных маршрутов» (далее - Порядок).

Комитет социальной защиты населения Новгородской области в течение 5 рабочих дней со дня поступления отчета проверяет правильность расчетов и принимает решение о перечислении субсидии либо об отказе в перечислении субсидии (пункт 9 Порядка) (т. 3, л. 8-9).

Объем субсидии может быть изменен в случае изменения объемов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в областном бюджете, либо в случае перераспределения средств между перевозчиками, если фактический выплаченный объем субсидии не соответствует запланированному, путем заключения дополнительного соглашения. Комитет осуществляет перечисление субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных в областном бюджете на 2012 год, в соответствии с кассовым планом исполнения областного бюджета.

Согласно представленным Обществом ежемесячным отчетам о недополученных доходах, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на автомобильном транспорте внутриобластных междугородных маршрутов из расчета две поездки в месяц туда и обратно, за январь - декабрь 2012 года, сумма субсидии составила 16 471 115 руб. 20 коп. (из них выплачено 12 574 700 руб.).

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 23), организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 18, 19 постановления Пленума ВАС РФ № 23).

В связи с принятием Закона № 122-ФЗ государство возложило на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан (независимо от места проживания), а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Согласно пункту 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 № 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

Право льготного проезда на автомобильном транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан является гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.

С учетом вышеизложенного, доводы Министерства о том, что на федеральном уровне отсутствуют нормы, устанавливающие льготы в виде

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу n А05-1887/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также