Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу n А44-103/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 июня 2015 года

г. Вологда

Дело № А44-103/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 25 июня 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,

при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области Вишняк Н.А. по доверенности от 12.01.2014, Гордеева А.А. по доверенности от 12.01.2015, от общества с ограниченной ответственностью «Новкоммунсервис» Павлова Н.В. по доверенности от 31.12.2014, Коммисарова А.В. по доверенности от 25.02.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новкоммунсервис» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 марта 2015 года по делу № А44-103/2015 (судья Киселева М.С.),

 

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области (место нахождения: 173025, Великий Новгород, просп. Мира, д. 22/25; ИНН 5321099417, ОГРН 1045300283280; далее – Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Новкоммунсервис» (место нахождения: 173001, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 21; ИНН 5321105491, ОГРН 1055301900785; далее – Общество) о взыскании 2 199 738 руб. 05 коп. в качестве возмещения вреда, причиненного водному объекту - реке Ниша.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 20.03.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Общества в доход бюджета Новгородского района в качестве возмещения вреда, причиненного водному объекту - реке Ниша, взыскано 2 199 738 руб. 05 коп. Кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 33 999 руб.

Общество с решением не согласилось, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значения для дела, неправильное применение норм материального права и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы сводятся к следующему:

- факт загрязнения окружающей среды, вследствие сбросов в реку Ниша, не доказан истцом;

- исчисление размера вреда необоснованно;

- судом необоснованно не принята во внимание в качестве доказательства проба воды, взятая 18.09.2014;

- размер вреда должен быть уменьшен на величину фактических затрат, понесенных Обществом на реконструкцию очистных сооружений.

Представители Общества в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержали.

Росприроднадзор в отзыве на жалобу и представители в судебном заседании против ее удовлетворения возражали.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет пользование водным объектом - рекой Ниша с целью сброса сточных вод на основании решения от 11.12.2013 № 53-01.04.02.005-Р-РСБХ-С-2013-00496/00 о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области (т. 1,л. 35-41).

В качестве одного из условий предоставления указано недопущение причинения вреда окружающей среде, сброса сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию и обеззараживанию, при этом установлены координаты выпуска сточных вод (выпуски № 10 и № 11) и максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах в месте сброса сточных вод, установлены требования показателей качества воды в результате воздействия на водный объект.

Ответчику выдано разрешение от 09.07.2014 № 05-04-18-С-14/19 на сброс загрязняющих веществ в реку Ниша, которым установлены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты (т. 1, л. 63-67).

В ходе проведения административного расследования и привлечения Общества к административной ответственности, Росприроднадзором за период с 16.09.2014 по 01.10.2014 установлен факт сброса сточных вод в реку Ниша с превышением содержания загрязняющих веществ: азота аммония и фосфатов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующих норм прав и материалов дела.

В соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водные объекты предоставляются в пользование, в том числе на основании решения, выдаваемого исполнительным органом государственной власти или органа местного самоуправления (часть 2 статьи 21 Кодекса), в частности, для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, а также для разведки и добычи полезных ископаемых (пункты 2, 6 части 2 статьи 11 Кодекса соответственно); цель использования водного объекта или его части указывается в решении о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 2 части 1 статьи 22 Кодекса).

Согласно пункту 19 статьи 1 ВК РФ сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

В силу пункта 1 части 2 статьи 39 ВК РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

В части 4 статьи 35 ВК РФ определено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов (пункт 1 части 6 статьи 60 Кодекса).

В соответствии со статьей 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) основанием для возникновения обязательства служит гражданское правонарушение, выразившееся в причинении вреда другому лицу. Для наступления ответственности за причинение вреда в общем случае необходимы следующие условия: наличие вреда, противоправное поведение (действие, бездействие) виновного лица, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) представляют собой нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

С учетом изложенных выше и установленных законодательно положений, сброс в водные объекты сточных вод с очистных сооружений с превышением концентраций вредных (загрязняющих) веществ над установленными допустимыми нормативами и разрешениями уполномоченных органов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что, как предусмотрел законодатель, влечет причинение вреда представленному в пользование водному объекту.

Таким образом, установление превышения нормативов допустимого сброса вредный веществ свидетельствует о противоправном и виновном поведении ответчика, влекущим причинение вреда водному объекту, размер которого исчисляется расчетным путем.

Судом первой инстанции установлен и подтверждается материалами дела факт сброса сточных вод с превышением нормативов, а именно протоколами взятия проб и образцов от 16.09.2014, 19.09.2014, 01.10.2014, протоколами количественного химического анализа от 24.09.2014, 29.09.2014, 10.10.2014,постановлением о назначении административного наказания от 13.11.2014 (т. 1, л.17-34, 54-62).

Факт сброса сточных вод с превышением нормативов подтверждается и расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2014 года, поданным Обществом, согласно которого установлено наличие превышения загрязняющих веществ (фосфатов, аммоний-ион) в сбрасываемых сточных водах (т. 1, л. 69-70).

С учетом изложенного, превышение предельно допустимых вредных веществ в сбросах сточных вод само по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки на водных объектах, а следовательно, о причинении ущерба водному объекту. В данном случае наличие вреда презюмируется, если не доказано иное. Доказательств отсутствия вреда реке Ниша в результате сброса в них сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.

Кроме того, результаты количественного химического анализа проб воды в реке Ниша, взятые 500 м выше выпуска № 10, свидетельствуют о низкой концентрации вредных веществ (фосфатов и азота аммония) в реке Ниша и соответственно отсутствии иных источников влияния на состояние водного объекта до выпуска № 10 (т. 1,л. 56,59,62).

Судом первой инстанции установлено, что размер вреда, причиненного водным объектам в результате сброса сточных вод с превышением содержания загрязняющих веществ за период с 16.09.2014 по 01.10.2014, составил 2 199 738 руб. 05 коп. (т. 1,л. 74-79).

Порядок исчисления размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод регламентируется Методикой исчисления размера вреда, причиненному водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (утверждена Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 № 87) (далее - Методика).

Данная Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при определении размера вреда, при рассмотрении данного дела, подлежит применению Методика.

Пунктом 6 Методики предусмотрено, что исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для фиксации и устранения причин факта загрязнения, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением показателей состояния водного объекта до допущенного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.

В соответствии с Методикой при расчете размера причиненного вреда истцом приняты следующие показатели:

- коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года, определяется в соответствии с таблицей 1 приложения 1 к Методике;

- коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), определяется в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к Методике;

- коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, определяется в соответствии с п. 11.1 Методики;

- таксы для исчисления размера вреда от сброса вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты, определяются в соответствии с таблицей 3 приложения 1 к Методике;

- коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия из вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, определяется в соответствии с пунктом 11.2 настоящей Методики.

Расчет массы вредных веществ определен по формуле № 10, согласно пункту 22 Методики. Исчисление размера вреда произведено по формуле № 1.

Довод заявителя относительно пробы воды, взятой 18.09.2014,правомерно отклонен судом первой инстанции.

Как следует из акта отбора проб воды от 18.09.2014 № 36 и протокола КХА от 01.10.2014 № 236 взятие проб осуществлялось в двух местах: 550 м выше выпуска № 10 и 500 м ниже выпуска № 10. Вместе с тем, истцом при расчете размера вреда использовались протоколы количественных химических анализов № 428, 441 и 483 в части средней фактической концентрации вредных (загрязняющих) веществ в составе сточной воды, пробы которой получены из оголовка трубы выпуска № 10, что соответствует пункту 22 Методики (т. 1, л. 55, 58, 61).

Также судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка Общества на недоказанность периода исчисляемого вреда.

Согласно пункту 22 Методики при расчете массы сброшенного вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод используется показатель «Т» - продолжительность сброса сточных вод и загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ, определяемая с момента обнаружения сброса и до его прекращения, час.

Пунктом 22.2 Методики определено, что продолжительность сброса вредных (загрязняющих) веществ при нарушении водного законодательства, в том числе при аварийных

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу n А52-513/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также