Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А05-14667/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 июня 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-14667/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 17 июня 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и                         Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,

при участии от контрольно-счетной палаты Архангельской области Спицыной В.Н. по доверенности от 21.04.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и контрольно-счетной палаты Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области                                    от 11 февраля 2015 года по делу № А05-14667/2014 (судья Калашникова В.А.),

у с т а н о в и л:

 

министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Светлое»                     (ОГРН 1102903000826; место нахождения: 164557, Архангельская обл., Холмогорский р-н, п. Светлый, д. 21/1; далее - ООО «Светлое», общество), администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (ОГРН 1032902190111; место нахождения: 164530, Архангельская обл., с. Холмогоры, ул. Набережная, д. 21; далее - администрация)                                             1 063 958 руб. 45 коп. задолженности по субсидии за 2011 и 2012 годы, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, контрольно-счетной палаты Архангельской области (далее - контрольно-счетная палата, КСП).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права.

Контрольно-счетная палата с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В отзыве на апелляционную жалобу министерства доводы в ней изложенные поддержала.

Общество в отзыве на апелляционные жалобы с доводами, в них изложенными, не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.

Администрация отзыв на апелляционные жалобы не представила.

Министерство, общество и администрация надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав пояснения представителя КСП, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Как видно из материалов дела, в соответствии с планом работы КСП                  от 18.05.2012 № 36 «О проведении встречной проверки обоснованности расходования средств областного бюджета муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», распоряжениями от 28.05.2012 № 43 «О проведении проверки организации бюджетного процесса, исполнения бюджета, использования средств областного бюджета в муниципальном образовании «Холмогорский муниципальный район», от 01.11.2012 № 83 «О выделении в отдельные контрольные мероприятия материалов проверок по отрасли ЖКХ Холмогорского района и МО  «Емецкое», КСП  провела проверку администрации и общества по вопросу обоснованности предоставления и расходования средств субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения ООО «Светлое» в 2011-2012 годах.

По результатам проверки общества составлен акт от 20-25 июня 2012 года, на который общество представило протокол разногласий, в том числе по определению КСП объема тепловой энергии, отпущенной населению на нужды теплоснабжения, и по размеру субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет.

Контрольно-счетная палата направила обществу представление                              от 19.11.2012 № 16, в котором указано, что в ходе контрольного мероприятия выявлено завышение обществом субсидии за 2011 год на сумму                                       778 288 руб. 29 коп., за январь – май 2012 года - 285 670 руб. 16 коп., которые подлежат возврату в областной бюджет, всего по итогам контрольного мероприятия подлежит восстановлению в областной бюджет                                            1 063 958 руб. 45 коп.

Указанное представление обществом не исполнено, средства в бюджет не восстановлены.

По результатам проверки отдельных вопросов организации бюджетного процесса, исполнения бюджета, использования средств областного бюджета за 2010-2011 годы и текущий период 2012 года в муниципальном образовании «Холмогорский муниципальный район» КСП составлен акт от 01.04.2013, в котором, в том числе отражено завышение объемов отпущенной населению тепловой энергии обществом за 2011 год на 795, 95 Гкал (пункт 7.3 акта проверки), за 5 месяцев 2012 года – на 900,86 Гкал (пункт 7.4 акта проверки), что привело к необоснованному начислению потребности в субсидии за счет средств областного бюджета на 778,29 тыс. руб. и на 285,67 тыс. руб. соответственно.

Администрация, рассмотрев акт проверки от 01.04.2013, направила в адрес КСП протокол разногласий, в том числе по выводам и предложениям КСП по результатам проверки обоснованности использования субсидии областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (страницы 5, 6 протокола разногласий).  С расчетом, примененным КСП, администрация категорически не согласилась, признав его необоснованным и недостоверным.

В адрес министерства КСП выдано представление от 15.05.2013 № 2, в котором указано на необходимость принятия мер по восстановлению в областной бюджет излишне выплаченных обществу сумм субсидии из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения за 2010 год, 2011 год, 5 месяцев 2012 года.

Аналогичное представление вынесено КСП в отношении администрации - от 31.12.2013 № 01-02/997. 

На основании представления от 15.05.2013 № 2 министерство направило в адрес администрации два требования о возврате в областной бюджет излишне перечисленных средств субсидии – от 17.06.2013 № 203/06-04/1973 и от 13.12.2013 № 203/06-04/5395, которые последней не исполнены, задолженность по состоянию на 01.01.2013 в министерство не передана.

С учетом вышеперечисленных обстоятельств министерство обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

Областной закон от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» (далее - Закон                     № 84-5-ОЗ), в том числе, устанавливает общий порядок и условия наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями Архангельской области и государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Архангельской области (далее - отдельные государственные полномочия), регулирует отношения между органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления в связи с наделением указанными полномочиями, их осуществлением органами местного самоуправления, контролем за их осуществлением, прекращением их осуществления.

Согласно статье 9 названного закона органы местного самоуправления начинают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий со дня, установленного областным законом об областном бюджете, которым введена в действие соответствующая глава настоящего областного закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а если такой день не установлен - со дня вступления в силу указанного областного закона об областном бюджете (часть 1).

Органы местного самоуправления заканчивают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий после наступления основания прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (часть 2).

Согласно статье 1 Закона области от 29.10.2012 № 550-34-ОЗ, вступившем в силу с 01.01.2013, в соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Закона № 84-5-ОЗ, государственные полномочия Архангельской области по предоставлению субсидий, в том числе на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, возвращены органам государственной власти Архангельской области; возвращение государственных полномочий является основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области, за исключением городского округа «Новая Земля», соответствующих государственных полномочий Архангельской области и влечет последствия, установленные пунктом 4 статьи 10 Закона № 84-5-ОЗ.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 10 Закона № 84-5-ОЗ предусмотрено, что при наступлении одного из оснований прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в течение месяца финансовые средства, не использованные для осуществления отдельных государственных полномочий, подлежат перечислению в областной бюджет.

Предоставление субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, за 2011 год, предусматривалось Законом Архангельской области от 21.12.2010 № 243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год».

Во исполнение данного Закона постановлением правительства Архангельской области от 25.01.2011 № 11-пп утверждён Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (далее - Порядок № 11-пп), согласно которому субсидии бюджетам муниципальных образований Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, предоставляются Министерством согласно сводной бюджетной росписи областного бюджета и доведённым лимитам бюджетных обязательств.

Нормативные правовые акты, которыми предусматривалось предоставление субсидии в 2012 году, являются: Закон Архангельской области от 16.12.2011 № 407-27-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований и городских округов Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения на 2012 год, утверждённые постановлением правительства Архангельской области от 01.02.2012 № 23-пп (далее – Порядок № 23-пп).

Пунктом 11 Порядка № 11-пп предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование субсидий, достоверность представляемых в соответствии с настоящим Порядком документов.

Пунктом 5 Порядка № 23-пп предусмотрено, что Министерство ТЭК и ЖКХ перечисляет субвенции в порядке межбюджетных отношений на счет, открытый Управлению Федерального казначейства Архангельской области для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

В силу абзацев 8 и 9 пункта 11 Порядка № 23-пп, действовавшего в спорный период, в случае прекращения теплоснабжающей организацией регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения при наличии образовавшейся вследствие авансового перечисления задолженности у теплоснабжающей организации по субсидии излишне перечисленные средства подлежат возврату в бюджет.

Обязанность по взысканию с теплоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии несут органы местного самоуправления. В случае невозможности взыскания с теплоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии органы местного самоуправления производят возврат указанных средств в областной бюджет за счет собственных средств местного бюджета.

Следовательно, учитывая, что именно на органы местного самоуправления возложены функции по перечислению субсидии теплоснабжающим организациям, именно орган местного самоуправления несет обязанность по взысканию с теплоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии, тогда как какие-либо соглашения между министерством и обществом не заключались.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А05-15834/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также