Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А66-11125/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 июня 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-11125/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 09 июня 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн»  Шаляпиной Л.В. по доверенности от 30.07.2014, от МКУК «Тверской городской архив» Саковской О.А., руководителя, от Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери Томшиной К.А. по доверенности от 03.12.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 февраля 2015 года по делу № А66-11125/2014 (судья Балакин Ю.П.),

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн» (далее – ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному казенному учреждению культуры «Тверской городской архив» (далее – МКУК «Тверской городской архив») о признании незаконным решения об отказе в приеме на безвозмездной основе документов по личному составу общества, выраженное в письме от 08.07.2014 № 133/07,  и о возложении на  МКУК «Тверской городской архив» обязанности в течение            10-ти дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу безвозмездно принять на хранение документы по личному составу общества в количестве 27 единиц за 2004 - 2013 годы.

К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц: Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери (далее – управление), Архивный отдел Тверской области, государственное казенное учреждение Тверской области «Тверской центр документации новейшей истории» (далее – ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории»).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 10 февраля 2015 года по делу № А66-11125/2014 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемым решением на МКУК «Тверской городской архив» возложена обязанность в течение 10-ти дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу безвозмездно принять на хранение документы по личному составу ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн» в количестве 27 единиц за 2004 - 2013 годы.

Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение и нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Считает, что учреждение не обязано принимать от общества документы по его личному составу. Полагает, что документы от общества могут быть приняты только по заключенному договору за отдельную плату.

ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн» в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

МКУК «Тверской городской архив» требования, изложенные в апелляционной жалобе,  поддержало, просит оспариваемое решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.

Архивный отдел Тверской области и ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории» отзывы на жалобу не представили.

Архивный отдел Тверской области, ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории», надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей общества, МКУК «Тверской городской архив» и Управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, внеочередным общим собранием акционеров общества от 18.12.2012 принято решение о его ликвидации.

В соответствии с выпиской из протокола № 12 заседания экспертно-проверочной комиссии при Архивном отделе Тверской области от 13.12.2013 по вопросу об определении места хранения документов по личному составу ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн», заявителю рекомендовано обратиться в МКУК «Тверской городской архив», которое является муниципальным архивом муниципального образования «город Тверь», на территории которого зарегистрировано общество.

ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн» 07.02.2014 обратилось в МКУК «Тверской городской архив» с заявлением о приеме документов по личному составу ликвидируемого общества на хранение.

Письмом от 05.03.2014 № 45/03 ответчик сообщил обществу о том, что для рассмотрения вопроса о возможности приема в архив на хранение его документов необходимо представить опись дел по личному составу и предисловие к описи.

Общество в ответ на указанное письмо ответчика предоставило в МКУК «Тверской городской архив» опись дел по личному составу и предисловие к описи (от 11.06.2014 входящий № 126/05).

В соответствии с выпиской из протокола № 5 заседания экспертно-проверочной комиссии при Архивном отделе Тверской области от 20.06.2014 опись дел по личному составу общества (27 единиц хранения за 2004-2013 годы) согласована.

Письмом от 20.06.2014 № 120/06 МКУК «Тверской городской архив» известило общество о готовности принять документы общества на хранение на платной основе. Согласно представленному МКУК «Тверской городской архив» расчету стоимости услуги по приему на временное хранение документов стоимость услуг архива составит 83 193 руб. 48 коп.

Письмом от 26.06.2014 № 5 ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн» обратилось в МКУК «Тверской городской архив» с требованием о приеме на хранение его документов на безвозмездной основе.

В ответ на указанное письмо МКУК «Тверской городской архив» письмом от 08.07.2014 № 133/07 сообщило обществу, что в силу Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс,  в связи с отсутствием договорных отношений между обществом и архивом, документы передаются на хранение в государственных архив, каковым МКУК «Тверской городской архив», не является. В соответствии с пунктом 2.3.4 раздела 2 устава МКУК «Тверской городской архив» принимает на хранение безвозмездно только документы ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, расположенных  на территории муниципального образования «город Тверь». Документы по личному составу принимаются только от указанных учреждений и предприятий. Обществу рекомендовано обратиться в ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории».

ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн» 21.07.2014 обратилось с запросом о возможности передачи документов на хранение в ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории».

Письмом от 29.07.2014 № 01-20/323 ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории» сообщило обществу о том, что, поскольку документы по личному составу не относятся к числу документов Архивного фонда Тверской области и не являются собственностью Тверской области, их передача на хранение в государственные архивы Тверской области осуществляется на основе договора.

Полагая, что решение МКУК «Тверской городской архив» об отказе в приеме на безвозмездной основе документов по личному составу ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн», выраженное в письме от 08.07.2014 № 133/07, является незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и  возложил на МКУК «Тверской городской архив» обязанность принять на архивное хранение у общества документы по личному составу.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон № 125-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 125-ФЗ архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым в силу пункта 9 названной статьи понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Пунктами 10 и 11 этой же статьи предусмотрено, что архивы могут быть государственными или муниципальными:

- государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;

- муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Как установлено пунктом 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ, при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации.

По смыслу вышеуказанной нормы законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.

Соответствующим муниципальным архивом для передачи документов общества является МКУК «Тверской городской архив» (по месту нахождения ликвидируемого общества), соответствующим государственным архивом - Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).

Как правильно отметил суд первой инстанции, каждый из названных архивов, в силу части 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ, обязан по требованию общества принять на хранение документы по личному составу общества.

Согласно решению экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области от 16.12.2013 № 04-02/1077, местом хранения документов по личному составу ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн» в количестве 27 дел за 2004-2013 годы определено МКУК «Тверской городской архив».

Из устава МКУК «Тверской городской архив», утвержденного приказом Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери от 05.12.2013 № 627, следует, что данным учреждением принимаются на хранение документы по личному составу ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, расположенных на территории муниципального образования «Город Тверь».

Податель жалобы указывает на то, что документы частных предприятий и учреждений, обществ с ограниченной ответственностью МКУК «Тверской городской архив» может принимать только по договору. ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн» такого договора не заключало.

Вместе с тем апелляционная коллегия считает, что отсутствие соответствующего договора в данном случае не препятствует возложению на ответчика обязанности принять от заявителя спорные документы. Кроме того, предположение подателя жалобы о том, что оказание услуг по хранению в рассматриваемом случае должно осуществляться на возмездной основе, противоречит Закону № 125-ФЗ, который не предусматривает выплату учреждениям архива вознаграждение за хранение.

Следует также учесть, что в силу подпункта 22 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения.

Прием документов по личному составу ЗАО «Юридическое бюро «Падва и Эпштейн», содержащих информацию, необходимую для подтверждения сведений при назначении пенсий гражданам - жителям города Твери, находится в сфере интересов населения города Твери.

Непринятие на хранение документов влечет за собой невозможность завершения ликвидации общества.

Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили правильную правовую оценку судом первой инстанции, поэтому не принимаются судом апелляционной инстанции.

Ссылка подателя жалобы на судебную практику судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанные в жалобе судебные акты, в силу статьи 69 АПК РФ, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора и кроме того, предмет спора в них отличен от рассматриваемого в рамках настоящего дела.

Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А05-536/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также