Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А44-7801/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 июня 2015 года

г. Вологда

Дело № А44-7801/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 02 июня 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,

при участии от открытого акционерного общества «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» представителя Соболевой Н.А. по доверенности от 12.01.2015 № 149Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 марта 2015 года  по делу № А44-7801/2014 (судья Самарин А.Д.),

установил:

 

открытое акционерное общество «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, улица Инструментальная, дом 3, корпус П; ИНН 7839330845, ОГРН 1067847492888; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к субъекту Российской Федерации Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород; площадь Победы-Софийская, дом 1; ИНН 5321028776, ОГРН 1025300788094; далее – Департамент финансов) и в лице Департамента транспорта и связи Новгородской области (место нахождения: 173000, Великий Новгород, улица Славная, дом 55; ИНН 5321131364, ОГРН 1095321000180; далее - Департамент транспорта) о взыскании 301 366 000 руб. убытков, причиненных вследствие государственного регулирования в 2011 году тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области (место нахождения: 173000, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 13/2; ИНН 5321101666, ОГРН 1055300905406; далее – Комитет) и правительство Новгородской области (место нахождения: 173007, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1; ИНН 5321053652, ОГРН 1065321096070; далее – Правительство).

Решением от 19.03.2015 суд взыскал с Департамента финансов за счет казны Новгородской области в пользу Общества 122 924 630 руб. 60 коп. убытков, а также 81 580 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, отказал в удовлетворении остальной части иска и в иске к другому ответчику.

Департамент финансов с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В 2011 году на территории Новгородской области действовали тарифы на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения, установленные постановлением администрации Новгородской области от 10.02.2010 № 55 (далее - Постановление № 55). Постановлением № 55 установлен предельный тариф в размере 4 руб. 16 коп. за 1 пассажиро-километр, который включает в себя тариф для расчета с населением в сумме 1 руб. 90 коп. за 1 пассажиро-километр. Разница между указанными тарифами составляет 2 руб. 26 коп. Учитывая, что вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории субъекта Российской Федерации находятся в компетенции субъекта Российской Федерации, в целях компенсации выпадающих доходов от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области администрацией Новгородской области принято постановление от 25.03.2008 № 85, которым утвержден Порядок предоставления субсидий организациям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области (далее -Порядок). Пунктом 5 Порядка установлено, что субсидии предоставляются ежеквартально на основании договора, заключенного между комитетом транспорта и связи Новгородской области (как главного распорядителя средств областного бюджета) и организацией, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете. В 2011 году Комитетом заключил договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Новгородской области от 16.03.2011                № 02. Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Областным законом Новгородской области от 28.12.2010 № 907-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на данные цели на 2011 год предусмотрено 13,5 млн. руб. В соответствии с пунктом 2.2. договора, заказчик (комитет транспорта и связи Новгородской области) обязался компенсировать в 2011 году выпадающие доходы в порядке, установленном постановлением администрации Новгородской области от 25.03.2008 № 85 (далее – Постановление № 85). До момента заключения договора, Общество знало, какие нормативно-правовые акты действовали на территории Новгородской области по компенсации выпадающих доходов, какие этими нормативно-правовыми актами установлены условия предоставления денежных средств из областного бюджета, сумму субсидии, предусмотренную в областном законе об областном бюджете на 2011 год. Заключив договор, Общество согласилось со всеми условиями. В соответствии с пунктом 5.2 договора Общество имело право при несвоевременном возмещении потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования (согласования) тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, уменьшить количество маршрутов или составности пригородных поездов. Полагая, что предоставляемая из областного бюджета субсидия не в полной мере покрывает убытки перевозчика, Общество не воспользовалось правом расторгнуть договор на основании пункта 11.4 договора, количество маршрутов и поездов не сократило. Таким образом, Новгородская область, действуя в рамках своих полномочий и принятых нормативных актов, исполнила обязанность по предоставлению субсидий организациям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области. Исходя из действующего гражданского законодательства, положений Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», перевозчик - юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения. Заключая договор, перевозчик посчитал соответствующий коммерческий риск - допустимым, осуществление своей деятельности на территории Новгородской области - целесообразным, прибыльным. Убытки общества в заявленной сумме могли возникнуть в результате экономических факторов, недостаточной организации финансово-хозяйственной деятельности Общества. Незаконных действий со стороны органов власти области не допущено, обязанность по возмещению выпадающих доходов исполнена, в то же время в результате действий (бездействия) Обществом  обязанности возмещать какие-либо убытки сверх тех, которые установлены в договоре у Новгородской области не возникло. Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 1069 ГК РФ, не установил, что в данном случае отсутствует противоправность поведения ответчиков (наличие вины), а также причинно-следственная связь между действиями ответчиков или иных органов государственной власти области и образовавшимися убытками.

Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

От Комитета поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.

Лица, участвующие в деле,  надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Департамент транспорта (правопреемник Комитета транспорта и связи Новгородской области) и Общество заключили договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Новгородской области от 16.03.2011 № 02.

В соответствии с пунктом 2.1 договора заказчик принял на себя обязательства  поручить исполнителю выполнение комплекса работ по организации транспортного обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области в 2011 году.

Заказчик принял на себя обязательства  компенсировать исполнителю в 2011 году выпадающие доходы от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области, в порядке, установленном Постановление № 85.

Постановлением № 55 установлен предельный тариф на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения на территории Новгородской области в размере 4 руб. 16 коп. за 1 пассажиро-километр.

Постановление вступило в силу с 23.02.2010.

Общество осуществляло перевозку пассажиров в 2011 году по установленным маршрутам с применением государственных регулируемых тарифов.

Согласно данным истца и заключению экспертов в спорный период объем перевозок (пассажирооборот) составил 58 804 532 пассажиро-километр, что подтверждается аудиторским заключением обществом с ограниченной ответственностью Аудиторская фирма «Северная пчела» от 12.03.2012.

Возражений по объему перевозок (пассажирооборот) Общество в спорный период ответчики не заявило.

Причиной возникновения убытков истец считает осуществление перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по государственным регулируемым тарифам, установленным уполномоченным органом власти Новгородской области на уровне, не обеспечивающем возмещение экономически обоснованных затрат перевозчика. Полагает, что возмещение убытков должно быть произведено за счет средств регионального бюджета.

В 2011 году Новгородской областью в счет возмещения убытков истцу выплачено 9 973 611 руб. 72 коп., что также подтверждается пунктом 4 расчета суммы иска.

В связи с применением в 2011 году установленного тарифа на территории Новгородской области Общество считает, что понесло убытки в размере                        301 366 000 руб.

Истец направил в Департамент транспорта претензию о возмещении убытков.

Не возмещение  причиненных убытков явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными частично, взыскал с Департамента финансов за счет казны Новгородской области в пользу Общества 122 924 630 руб. 60 коп. убытков. В удовлетворении иска в остальной части отказал.

Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.

На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как правомерно указал суд первой инстанции,  лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие в совокупности следующих условий: противоправность нарушения его субъективных гражданских прав, наличие убытков и их размер, причинную связь между нарушением субъективных гражданских прав и убытками, вину причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.

На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.

В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с  обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно статье 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом причинившем вред.

В соответствии со статьей 1082 ГК РФ возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.

Согласно  статям 1069, 1071 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А13-15121/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также