Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А66-9546/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 июня 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-9546/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 02 июня 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от заявителя Ельцова В.Д. по доверенности от 19.01.2015, от ответчика Неунываловой О.А. по доверенности от 03.12.2014 № 118,              Волкова В.И. по доверенности от 04.07.2014 № 83,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2015 года по делу                                  № А66-9546/2014 (судья Бачкина Е.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «МЕГА ПЛЮС» (ОГРН 1026900540864, ИНН 6905078580; место нахождения: 171270, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Новозавидовский, улица Ленинская, дом 17; далее – общество, ООО «МЕГА ПЛЮС») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1096910001990, ИНН 6925008990; место нахождения: 170100, город Тверь, Свободный переулок, дом 2; далее – управление, Росреестр) о признании незаконным решения от 08.04.2014 № 14-06/15443-14                            (69-1-12/003/2014-670), а также о возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности ООО «МЕГА ПЛЮС» на объект недвижимости - подводящий газопровод, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, г/п Новозавидовский, поселок городского типа Новозавидовский, улица Фабричная, кадастровый номер 69:15:0000000:792, в установленный законом срок.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2015 года по делу № А66-9546/2014 заявленные требования удовлетворены.

Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на ошибочность вывода суда о том, что заявленный к регистрации обществом подводящий газопровод является сооружением вспомогательного использования. Полагает, что отказ в регистрации указанного объекта недвижимости являлся правомерным.

ООО «МЕГА ПЛЮС» в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела,  общество 11.02.2014 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – подводящий газопровод, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, г/п Новозавидовский, поселок городского типа Новозавидовский, ул. Фабричная, кадастровый номер 69:15:0000000:792 (том 1, лист 94).

К указанному заявлению  общество приложило акт приемки законченного строительством объекта от 17.11.2006 (том 1, листы 23, 99).

  Уведомлением Росреестра  от 28.02.2012 № 14-06/8683-14 государственная регистрация прав на этот объект приостановлена до 28.03.2014 (том 1,  листы 15-16) в связи с отсутствием разрешения на ввод его в эксплуатацию, выданного в соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (далее – постановление № 698).

Сообщением от 08.04.2014 № 14-06/15443-14 (том 1, листы 17-18) управление отказало обществу в государственной регистрации объекта недвижимого имущества:  подводящий газопровод, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, г/п Новозавидовский, поселок городского типа Новозавидовский, улица Фабричная, кадастровый номер 69:15:0000000:792, в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на земельный участок, а также в связи с непредоставлением указанного выше разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Росреестр указал, что зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества не представляется возможным, так как не предъявлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее -  Закон № 122-ФЗ, Закон о регистрации), что в соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 20 названного Закона является основанием для отказа в государственной регистрации права. 

Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона                    № 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.

Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Из положений статей 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона № 122-ФЗ.

 Согласно положениям статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимость и сделок с ней.

Статьей 16 Закона № 122-ФЗ определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В силу пункта 1 статьи 18 этого Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в оговоренных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон и определенных законодательством должностных лиц.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона  о регистрации в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.

Из вышеуказанной нормы права следует, что при осуществлении государственной регистрации регистрирующий орган обязан провести правовую экспертизу документов и установить наличие или отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав

В силу пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Согласно части 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;  свидетельства о праве на наследство;  вступившие в законную силу судебные акты;  акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;  иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;  иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

По смыслу статьи 222 названного Кодекса недвижимое имущество может быть создано на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, при получении на это необходимых разрешений и без нарушений градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения предоставляются земельные участки на вещном праве.

В силу пункта 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом № 122-ФЗ.

Проанализировав акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 17.11.2006 (том 1, листы 23, 99), а также кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 27.12.2013 № 02-69/13-1-377039 (том 1, листы 100-101), суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, в своем  решении указал, что такой объект как подводящий газопровод является объектом вспомогательного значения, так как предназначен для инженерного обеспечения основного объекта – модульной котельной по улице Фабричная поселка городского типа Новозавидовский Конаковского района Тверской области, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 17.11.2006, а также кадастровым паспортом здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 27.12.2013 № 02-69/13-1-377039. В связи с этим в силу пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ не требуется выдача разрешение на строительство на земельном участке.

Такой вывод апелляционная коллегия считает ошибочным в связи со следующим.

Действительно, пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что для строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования не требуется разрешения на строительство.

Вместе с тем, указанная норма регулирует отношения, связанные с выдачей разрешения на строительство, а не разрешения на ввод в эксплуатацию, в связи этим ссылка на нее неправомерна.

Суд первой инстанции также сослался на положения Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением                  Госстата РФ от 26.12.1994 № 359 (далее – ОКОФ), согласно которому к подразделу «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.

По мнению суда, данная норма свидетельствует о том, что газопровод - это объект вспомогательного использования.

Вместе с тем, ОКОФ обеспечивает информационную поддержку решения следующих задач:

- проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов;

- реализации комплекса учетных функций по основным фондам в рамках работ по государственной статистике;

- осуществления международных сопоставлений по структуре и состоянию основных фондов;

- расчета экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и другие;

- расчета рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов.

Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды.

Как правильно отметило управление в своей жалобе, данная норма раскрывает назначение сооружения

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А05-15860/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также