Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А13-12468/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 июня 2015 года

г. Вологда

  Дело № А13-12468/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 01 июня 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и                        Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания                         Леоновой А.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Салютис» директора Спиринцевой М.В., полномочия подтверждены решением от 13.02.2001 № 3, Жуковой В.А. по доверенности от 01.10.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Салютис» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 января 2015 года по делу                       № А13-12468/2014 (судья Мамонова А.Е.),

у с т а н о в и л:

         общество с ограниченной ответственностью «Салютис» (ОГРН 1023501246757, ИНН 3528068683; место нахождения: 162626, Вологодская область, город Череповец, улица Батюшкова, дом 7а; далее – ООО «Салютис», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу (ОГРН 1023501242489; ИНН 3528032704; место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, бульвар Доменщиков, дом 34; далее – УМВД России по г. Череповцу, управление) о признании незаконными действий по отказу в приеме медицинских справок о допуске к управлению транспортными средствами, выраженных в письме от 09.06.2014 № 22/6572.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Вологодской области (далее – департамент).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 января                         2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Салютис» с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой с учетом уточнения ее просительной части, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что порядок медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздравсоцразвития России) не установлен. В связи с этим полагает, что суд, фактически признавая действия управления законными, считает, что общество в своей деятельности должно руководствоваться требованиями административного органа при отсутствии в отношении данных требований нормативного документа. Полагает, что психоневрологические и наркологические диспансеры не отнесены к специализированным медицинским организациям. Указывает на то, что судом не учтен тот факт, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н в ООО «Салютис» в состав комиссии включены врачи, состоящие в трудовых отношениях с организацией по совместительству, а также то, что данные врачи состоят в трудовых отношениях в психо-наркодиспансерами города Череповца.

Представители общества в судебном заседании поддержали требования апелляционной жалобы.

Департамент в отзыве доводы жалобы отклонил, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Отзыв на апелляционную жалобу от управления не поступил.

Управление и департамент извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителей общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции, на основании лицензий от 14.08.2008 № ЛО-35-01-000099, от 25.07.2014 № ЛО-35-01-001647                          ООО «Салютис» осуществляет медицинскую деятельность по проведению медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз на основании лицензий, в частности, по проведению обязательного медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.

В связи с получением претензий и жалоб потребителей на признание отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Череповцу (далее – ОГИБДД УМВД России по                                  г. Череповцу) недействительными медицинских справок, выданных                                    ООО «Салютис» (том 1, листы 83 – 128), общество обратилось в ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу с заявлением от 28.05.2014 (вх. № 8245 от 30.05.2014) о принятии мер к приему документов ООО «Салютис» по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами в полном объеме, включая нарколога и психиатра в составе медицинской комиссии (том 1,               лист 43; том 2, лист 6).

Рассмотрев данное заявление общества, ОГИБДД УМВД России по                        г. Череповцу направил обществу письмо от 09.06.2014 № 22/6572 (том 1, листы 41 – 42; том 2, лист 7), в котором разъяснено, что медицинские справки, выданные после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013                                   № 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения», с 31.03.2014 являются действительными только при условии, что строки 14-15 заполнены в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя (кандидата в водители) транспортного средства.

Не согласившись с данными действиями административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов.

Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что порядок медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством Минздравсоцразвития России не установлен. В связи с этим полагает, что суд, фактически признавая действия управления законными, считает, что заявитель в своей деятельности должен руководствоваться требованиями административного органа при отсутствии в отношении данных требований нормативного документа.

Апелляционная инстанция отклоняет данные доводы подателя жалобы, соглашаясь с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон                         № 196-ФЗ) право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

На основании статьи 26 Закона № 196-ФЗ, пунктов 17, 18, 26, 30, 34, 39 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 (действующих с 05.11.2014), пунктов 10, 16, 38, 40 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 № 1396 (действовавших до 04.11.2014), условием допуска к сдаче экзаменов и получения водительского удостоверения является наличие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 (далее – Положение о ГИБДД), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В порядке пункта 2 Положения о ГИБДД Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются – граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются – нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Согласно подпункту «б» пункта 11 Положения о ГИБДД на Госавтоинспекцию в том числе возлагаются обязанности по принятию квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдаче водительских удостоверений.

В Положении о регистрационно-экзаменационном ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу, утвержденного приказом УМВД России по г. Череповцу от 29.04.2014 № 405 (том 2, листы 8 – 15), определено, что регистрационно-экзаменационный отдел (РЭО) административного органа осуществляет прием экзаменов по правилам дорожного движения и навыкам вождения транспортных средств, обмен и выдачу водительских удостоверений (пункты 2.2, 2.3, 8.2, 8.4).

Следовательно, оспариваемые действия совершены ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу в пределах предоставленных полномочий.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 437-ФЗ) статья 23 Закона № 196-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:

- обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;

- обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);

- внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А13-1123/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также