Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу n А05-14138/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 мая 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-14138/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 20 мая 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и                 Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от ЗАО «Ватамановская» Воронова М.Б. по доверенности от 09.04.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Атлант» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2015 года по делу № А05-14138/2013 (судья Бабичев О.П.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Атлант» (ОГРН 1092901002380, ИНН 2901190270; место нахождения: 163001, город Архангельск, улица Карельская, дом 37, офис 28; далее – общество, ООО «Атлант») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее – министерство) и закрытому акционерному обществу «ВАТАМАНОВСКАЯ» (ОГРН 1022901295845; ИНН 2911003352; место нахождения: 164133, Архангельская область, п/о Ватамановская Каргопольского района; далее – ЗАО «Ватамановская») о применении последствий недействительности ничтожной сделки в отношении заключенного ответчиками дополнительного соглашения от 15.10.2012 № 3 к заключенному сторонами договору аренды лесного участка от 12.12.2007 № 151 путем возложения на ЗАО «Ватамановская» обязанности возвратить министерству арендованный по указанному договору лесной участок.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 марта 2014 года по делу № А05-14138/2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2014 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от                      07 октября 2014 года указанные решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 марта 2014 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2014 года  отменены.

Направляя  дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области, кассационная инстанция отметила, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления решения заинтересованного органа об утверждении заявки ОАО «Онежский ЛДК» на реализацию инвестиционного проекта в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, принятия Министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения о включении данного инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и направления соответствующего уведомления заинтересованному органу, а также включения сведений об инвестиционном проекте в государственный лесной реестр.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля по делу № А05-14138/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.

ООО «Атлант» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Ссылается также на то, что дополнительное соглашение  от 15.10.2012 № 3 заключено с нарушением положений договора аренды лесного участка от 12.12.2007 № 151.

Министерство и ЗАО «Ватамановская» в отзывах на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Общество и министерство надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя ЗАО «Ватамановская», исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела,  20.08.2003 Каргопольским сельским лесхозом и ЗАО «Ватамановская» заключен договор безвозмездного пользования участком лесного фонда в Каргопольском районе, расположенным на территории Печниковского сельского совета.

В целях приведения договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ) Департаментом лесного комплекса Архангельской области и ЗАО «Ватамановская» на срок по 24.05.2009 в целях заготовки древесины  12.12.2007 заключен договор № 151 аренды лесного участка общей площадью 10 973 га, расположенного на территории Печниковского лесничества в Каргопольском муниципальном районе (кадастровый номер: 29:05:00 00 00:0096).

Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 26.02.2008, лесной участок передан арендатору по акту от 12.12.2007.

Согласно дополнительному соглашению от 30.06.2008 к договору срок аренды установлен по 19.08.2013.

Затем  министерством и ЗАО «Ватамановская» заключено дополнительное соглашение от 15.10.2012 № 3 к договору (зарегистрировано в установленном порядке 29.10.2012), в соответствии с которым срок аренды установлен по 11.12.2017.

Общество, сославшись на несоответствие дополнительного соглашения от 15.10.2012 № 3 части 1 статьи 74 ЛК РФ, статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ), а также указав на свое намерение участвовать в торгах по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона  № 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.

В силу пункта 1 статьи 71 ЛК РФ заключенный с ЗАО «Ватамановская» договор безвозмездного пользования участком лесного фонда от 20.08.2003 мог быть переоформлен только в договор аренды.

Согласно пункту 3 статьи 72  указанного Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 143-ФЗ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.

В рассматриваемом случае, исключений, установленных статьями 43, 45, 44, 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ, не имеется, поскольку лесной участок предоставлен для заготовки древесины (статья 29 ЛК РФ).

Суд первой инстанции правильно отметил, что в силу приведенных выше норм, поскольку договор аренды заключен ответчиками 12.12.2007, то срок действия договора аренды должен был быть установлен не менее чем, до 11.12.2017. Таким образом, нормы договора аренды лесного участка от 12.12.2007 № 151 в части указания срока аренды при его заключении противоречили статье 72 ЛК РФ.

Это противоречие и устранено подписанием оспариваемого истцом дополнительного соглашения  от 15.10.2012 № 3, в котором срок договора аренды установлен до 11 декабря 2017 года.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона № 201-ФЗ  арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с ЛК РФ по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 ЛК РФ.

Из содержания указанного пункта следует, что он относится исключительно к договорам аренды, заключенным до принятия ЛК РФ и подлежащим приведению в соответствие с новыми нормами. Соответственно, указанный пункт не может быть применен к отношениям, ранее возникшим на основании договора безвозмездного пользования лесными участками.

Не подлежит применению в данном случае и пункт  2 статьи  74 ЛК РФ, согласно которому при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.

В данном случае договор аренды заключался не по результатам аукциона, а на иных основаниях, а именно в порядке статьи  4  Закона № 201-ФЗ.

Таким образом, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой  инстанции о том, что  оспариваемое истцом соглашение не нарушает требований закона или иного правового акта, а также самих условий договора аренды 12.12.2007 № 151, в котором предусмотрены случае внесения изменений в договор,  а напротив, проводит срок заключенного сторонами договора аренды в соответствие с требованиями закона.

Помимо того, частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

Следовательно, исходя из положений пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 4 АПК РФ такое лицо должно доказать свою заинтересованность и указать какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты.

В силу пункта 2 части 3 статьи 74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 (далее – Положение).

Согласно пункту 14 Положения для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заинтересованный орган государственной власти в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта направляет это решение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного решения принимает решение о включении инвестиционного проекта в перечень и направляет соответствующее уведомление заинтересованному органу.

Сведения об инвестиционном проекте, включенном в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, представляются для включения в государственный лесной реестр.

В рассматриваемом случае, из материалов дела следует, что приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.01.2012 № 1 инвестиционный проект ОАО «Онежский ЛДК» (Архангельская область) «Модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Приказом этого же органа от 09.04.2014 № 662 инвестиционный проект ОАО «Онежский ЛДК» (архангельская область) «модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК» исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

 Распоряжением министерства от 17.10.2011 № 291-р утверждена заявка общества с ограниченной ответственностью «Устьянская лесоперерабатывающая компания» (далее – ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания») на реализацию инвестиционного проекта «Организация производства по переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления на базе ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания».

В соответствии с данным распоряжением спорный лесной участок подлежит предоставлению в аренду для реализации инвестиционного проекта после принятия Министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Инвестиционный проект ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» «Организация производства по переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления на базе ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20.12.2011 № 1779 включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, о чем администрация Архангельской области поставлена в известность письмом указанного органа  от 20.12.2011 № 19-3526.

Также в материалах дела имеется заключение министерства от 26.02.2014 № 204-02/975 о возможности проектирования и предоставления в аренду без проведения аукциона лесных участков для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, из которого следует, что министерство считает возможным при проектировании и предоставлении в аренду без проведения аукциона лесных участков в границах лесничеств Архангельской области включение в договор аренды свободных лесных участков согласно приложению к указанному заключению.

В указанном приложении к заключению министерства от 26.02.2014                  № 204-02/975 содержатся и лесные участки, являющиеся объектом спорного договора.

Распоряжением министерства от 25.06.2014 № 481р утверждена заявка ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» на внесение изменений в инвестиционный проект «Организация производства по переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления на базе ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания», включенный приказом Минпромторга России от 20.12.2011 № 1779 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу n А13-14876/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также