Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А13-9201/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 мая 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-9201/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 14 мая 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.

при участии от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Колпакова В.В. по доверенности от 11.09.2014 № 9415-2, от Департамента лесного комплекса Вологодской области Середа М.В. по доверенности             от 31.12.2014 № 288,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбината «Онега» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 февраля 2015 года по делу № А13-9201/2014 (судья        Парфенюк А.В.),

у с т а н о в и л :

Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Онега» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1023501453106; ИНН 3509001027; место нахождения: 162002, Вологодская область, город Грязовец; далее – Учреждение, ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания от 21.05.2014 № 37/1/1 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (ОГРН 1043500086112; ИНН 3525143533; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Мальцева, дом 4; далее – Управление).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее – Департамент).

Решением суда требования удовлетворены частично: предписание Управления признано недействительным в части срока, установленного Учреждению для устранения обязательных требований пожарной безопасности; на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем установления нового срока исполнения предписания от 21.05.2014 № 37/1/1 с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения заявителя, организационных и технических условий, влияющих на устранение обязательных требований пожарной безопасности.

Учреждение, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на то, что судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы не в полном объеме, а решение принято с неправильным применением норм материального права.  Не согласно с выводом суда о том, что Учреждение обязано обеспечить устройство противопожарного разрыва на землях лесного фонда.

Управление, Департамент в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании апелляционного суда доводы Учреждения отклонили, просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей Управления и Департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, 21.05.2014 должностными лицами Управления на основании распоряжения от 05.05.2014 № 37, изданного во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2014 № РД-П4-1783, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте Учреждения.

По результатам проверки составлен акт проверки от 21.05.2014 № 37/1/1.

В ходе проверки Управлением выявлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктом 3 статьи 4, пунктом 3 статьи 69, пунктом 2 статьи 70 Федерального закона от 22.07.2008  № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктами 6.1.6, 6.4.5, 6.4.7 таблицы 14 СП 4.13130.2013) в части минимальных расстояний от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов со взрывопожароопасными и пожароопасными производствами до лесных массивов.

В связи с этим Управлением вынесено предписание от 21.05.2014                     № 37/1/1 (далее – предписание), которым Учреждению предложено устранить нарушение вышеуказанных обязательных требований пожарной безопасности в срок до 18.08.2014.

Не согласившись с указанным предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, принимая во внимание бюджетное финансирование деятельности Учреждения, а также то, что для соблюдения требований Лесного кодекса Российской Федерации при выполнении предписания Учреждению следует учитывать процедуру перевода земель, разъясненную письмами Правительства Вологодской области от 23.03.2012               № 730/03-41 и Департамента от 13.03.2012 № 304/04-01, пришел к выводу о нарушении оспариваемым предписанием в части срока, установленного для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, прав и законных интересов Учреждения в сфере экономической деятельности, признал оспариваемое предписание в указанной части недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных Учреждением требований отказано.

Апелляционный суд считает, что решение суда является законным и обоснованным в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах.

На основании статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

В силу частей 1, 2 статьей 53.1 названного Кодекса предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а меры противопожарного обустройства лесов в числе прочих мероприятий - прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) и ЛК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:

1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных:

а) вне территорий лесничеств (лесопарков);

б) на территориях лесничеств (лесопарков);

2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния от критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов до границ лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны составлять не менее 100 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 70 Закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния от зданий и сооружений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии с таблицей 12 приложения к настоящему Федеральному закону.

В силу части 4 статьи 70 Закона № 123-ФЗ расстояние от складов для хранения нефти и нефтепродуктов до границ лесных насаждений смешанных пород (хвойных и лиственных) лесничеств (лесопарков) допускается уменьшать в два раза. При этом вдоль границ лесных насаждений лесничеств (лесопарков) со складами нефти и нефтепродуктов должны предусматриваться шириной не менее 5 метров наземное покрытие из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли.

Частью 2 статьи 70 Закона № 123-ФЗ установлено, что расстояния, указанные в таблице 12 приложения к настоящему Федеральному закону в скобках, следует принимать для складов II категории общей вместимостью более 50 000 кубических метров. Расстояния, указанные в таблице 12 приложения к настоящему Федеральному закону, определяются: 1) между зданиями и сооружениями - как расстояние в свету между наружными стенами или конструкциями зданий и сооружений; 2) от сливоналивных устройств - от оси железнодорожного пути со сливоналивными эстакадами; 3) от площадок (открытых и под навесами) для сливоналивных устройств автомобильных цистерн, для насосов, тары - от границ этих площадок; 4) от технологических эстакад и трубопроводов - от крайнего трубопровода; 5) от факельных установок - от ствола факела.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ).

Пунктом 6.1.6 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 № 288 (далее - СП 4.13130.2013), предусмотрено, что расстояние от зданий производственных объектов (независимо от степени их огнестойкости) до границ лесного массива хвойных пород и мест разработки или открытого залегания торфа принимаются 100 м, смешанных пород – 50 м, а до лиственных пород – 20 м. При размещении производственных объектов в лесных массивах, когда строительство их связано с вырубкой леса, указанные расстояния до лесного массива хвойных пород допускается сокращать в два раза.

Согласно пункту 6.4.5 СП 4.13130.2013 минимальные расстояния от зданий и сооружений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, а также наружных установок категорий АН, БН, ВН и ГН по пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до других объектов предусмотрены в таблице 14 СП 4.13130.2013.

Как предусмотрено таблицей 14 СП 4.13130.2013, в том случае, если объектами, граничащими со зданиями и сооружениями складов нефти и нефтепродуктов являются лесные массивы хвойных и смешанных пород, лиственных пород противопожарные расстояния составляют: при категории склада I – 100 м; при категории склада II – 40 (100) м (в скобках указаны значения для складов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А66-5530/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также