Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А05-12448/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 08 мая 2015 года г. Вологда Дело № А05-12448/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года. В полном объёме постановление изготовлено 08 мая 2015 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 января 2015 года по делу № А05-12448/2014 (судья Меньшикова И.А.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» (ОГРН 1021100895760; ИНН 1106014140; место нахождения: 169710, Республика Коми, город Усинск, улица Нефтяников, дом 31, далее – Общество, ООО «Лукойл-Коми») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу (ОГРН 1048302302927; ИНН 2983002319; место нахождения: 166001, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Рабочая, дом 39а; далее - Управление) о признании недействительными предписаний от 27 августа 2014 года № 54, 55 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Решением суда от 12 января 2015 года заявленные требования удовлетворены. Управление не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что оспариваемые предписания выданы Обществу законно и обоснованно, поскольку заявителем не обеспечено соблюдение мероприятий по охране окружающей среды. Полагает, что допущенные Обществом нарушения подтверждаются материалами дела. Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, решение суда законным и обоснованным. Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, Управление в связи с поступлением в его адрес требования прокуратуры Ненецкого автономного округа от 01.07.2014 № 7-14/1-2014/3220 провело внеплановую выездную проверку соблюдения заявителем законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт от 27.08.2014 № 22. Проверка проведена старшим государственным инспектором по охране природы Вокуевым А.В. с привлечением экспертов Тумашовой И.А., Поповой А.П., Артеевой В.В. - представителей Нарьян-Марского отдела филиала по Республике Коми федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» (далее – ЦЛАТИ по Республике Коми). При проверке проведен отбор проб почвы, выполнены измерения массовой доли нефтепродуктов в пробах почвы, результаты которых отражены в протоколе количественного химического анализа от 21.08.2014 № 006-П-14Н. Управлением установлено, что из анализа фотоматериалов, представленных Союзом оленеводов Ненецкого автономного округа, и пояснений заявителя, следует, что в весенний период из-за частичного размывания обвалования флюидного амбара на кусте скважины № 3 и площадки факельного хозяйства центра пункта сбора (далее – ЦПС) произошло вытекание талых и дождевых (ливневых) вод с производственной территории на почву. По результатам отбора проб в местах вытекания установлено превышение по содержанию нефтепродуктов по сравнению с фоновыми значениями от 2,16 до 43,24 раз вблизи куста № 3, от 1,59 до 7,84 раз вблизи площадки факельного хозяйства ЦПС, что нашло отражение в протоколе количественного химического анализа от 21.08.2014 № 006-П-14Н. При этом согласно проекту «Строительство и обустройство скважин Инзырейского месторождения на период пробной эксплуатации и промышленной эксплуатации» и сводному заключению Главгосэкспертизы от 06.07.2006 № 507-06/ГГЭ-3521/02 при эксплуатации ЦПС «Инзырей», в состав которого входит площадка факельного хозяйства, должны быть предусмотрено следующее: дождевые стоки с технологических площадок отводятся в подземные емкости, оборудованные погружным насосом для перекачки в резервуар пластовой воды; обвалование площадок по периметру, укрепление вала; хранение оборудования материалов только на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой сбора и канализации, с их ограждением; канализационный сбор производственных и дождевых вод, образующихся на производственных площадках, запрет сбора неочищенных сточных вод в поверхностные источники и на рельеф местности. Также согласно проекту «Обустройство скважин кустов № 3, 4 Инзырейского нефтяного месторождения на период промышленной эксплуатации» и положительному заключению государственной экспертизы от 26.09.2008 № 0328-08/КГЭ-0141/02 при эксплуатации скважины № 3 должно быть предусмотрено следующее: промливневые стоки с площадки куста должны поступать в лоток для сбора дождевых стоков, которые далее по сети промышленно-дождевой канализации направляются в емкость промышленно-дождевых стоков; по мере накопления производственно-дождевых емкостей стоки вывозятся на очистные сооружения ЦПС, далее закачиваются в пласт, обвалование площадки куста. В нарушение проектных решений Общество не обеспечило канализационный сбор производственных и дождевых вод с площадки факельного хозяйства ЦПС, обвалование площадки своевременно не укреплялось, замкнутая системы сбора производственных и дождевых вод не обеспечена, что привело к попаданию стоков с площадки на рельеф местности и на почву. На основании изложенного Управлением сделан вывод о несоблюдении Обществом утвержденной технологии эксплуатации ЦПС «Инзырей», необеспечение Обществом полной герметизации системы сбора воды, о неподдержании в исправном состоянии обвалования, непроведение контроля за появлением утечек (протечек) с промышленных площадок. Невыполнение данных природоохранных мероприятий, привело, по мнению Управления, к стеканию талых и ливневых вод с промышленных площадок на почву и загрязнение почвы нефтепродуктами. По результатам проверки Управление указало на нарушение заявителем части 1 статьи 34 (не соблюдены природоохранные мероприятия и не обеспечена экологическая безопасность при эксплуатации площадки факельного хозяйства ЦПС «Инзырей», куста скважин № 3), частей 1, 2 статьи 39 (при эксплуатации ЦПС «Инзырей» (площадки факельного хозяйства), куста скважин № 3 не соблюдалась утвержденная технология, не обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды (почвы), статьи 46 (не соблюдены эффективные мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду) Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ). В качестве оснований для указанных выводов в акте проверки от 27.08.2014 № 22 Управлением указаны акт обследования от 13.08.2014 и протокол КХА от 21.08.2014 № 006-П-14. В связи с этим Обществу выданы предписания от 27.08.2014 № 54, 55 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в соответствии с которыми Обществу в срок до 31.10.2014 должно обеспечить соблюдение мероприятий по охране окружающей среды и утверждённой технологии эксплуатации на кусте скважин № 3 и на площадке факельного хозяйства центрального ЦПС Инзырейского месторождения; провести мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации загрязнённых земель вблизи куста скважин № 3 и вблизи площадки факельного хозяйства ЦПС Инзырейского месторождения. Не согласившись с названными предписаниями, заявитель оспорил их в арбитражном суде. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что Управление не представило достаточных и убедительных доказательств невыполнения заявителем мероприятий по охране окружающей среды и несоблюдения технологии эксплуатации объектов, а также в связи с нарушением Управлением при проведении проверки положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего. Статьей 34 Закона № 7-ФЗ установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Как указано в пункте 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В силу пункта 2 статьи 39 названные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии со статьей 46 Закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При эксплуатации таких объектов должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязнённых земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причинённого в процессе эксплуатации указанных объектов. В данном случае Общество по существу не оспаривает вмененные ему нарушения, установленные Управлением при проверке. В заявлении о признании недействительными оспариваемых предписаний Общество указало на допущенные Управлением при проведении проверки грубые нарушения положений Закона № 294-ФЗ, выразившиеся в привлечении в нарушение пункта 8 части 2 статьи 20 данного Закона для участия в проведении проверки экспертной организации, состоящей в гражданско-правовых отношениях с проверяемым юридическим лицом (ЦЛАТИ по Республике Коми, проводившее анализ почвы, состоит в договорных отношениях с ООО «Лукойл-Коми»). Также в обоснование своих требований Общество указало на отсутствие в предписаниях конкретных мероприятий, которые заявитель должен выполнить, какую технологию эксплуатации производственных объектов и в какой части должен соблюдать, на какой территории, в связи с чем предписания не отвечают критерию исполнимости. Срок выполнения предписаний установлен без учета Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утверждённых приказом Минприроды России № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, поскольку выполнение биологического этапа рекультивации с учётом климатических условий Ненецкого автономного округа в осенний период невозможно. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностное лицо, проводившее проверку, обязано выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц (часть 6 статьи 12 Закона № 294-ФЗ). В силу статьи 20 названного Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных этим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 6 статьи 12 Федерального Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А44-1902/2015. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|