Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А05-13877/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-13877/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 22 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и                  Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2015 года по делу               № А05-13877/2014 (судья Панфилова Н.Ю.),  

у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» (место нахождения: 164509, Архангельская область, город Северодвинск, проезд Машиностроителей, дом 12; ОГРН 10829020026774; ИНН 2902060361; далее –                        ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (том 4, лист 71), о признании недействительным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (место нахождения: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 105; ОГРН 1022900838168; ИНН 2902042980; далее – управление, фонд) от 08.08.2014  № 039 006 14 РВ 0000299/1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафа за неуплату страховых взносов по эпизодам занижения базы для начисления страховых взносов:

- на дополнительно выплачиваемое единовременное пособие работникам, получившим трудовое увечье;

- на выплаты, осуществляемые в связи с оплатой дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;

- на суммы начисленных и выплаченных работникам суточных при однодневных командировках.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 января            2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества. Мотивируя жалобу, ссылается на необоснованность решения и на нарушение судом норм материального права. Считает, что оплата работникам дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, выплата предусмотренного коллективным договором единовременного пособия работникам, получившим трудовое увечье, а также выплата работникам суточных при однодневных командировках не являются компенсационными выплатами, не относятся к пособиям и иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. По мнению учреждения, суд неправомерно применил статью 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), поскольку названой нормой данного Закона не предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с выполнением работником семейных обязанностей, единовременных выплат, связанных с получением трудового увечья, а также выплат суточных при однодневных командировках. Указывает на то, что законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления не предусмотрен такой вид компенсационной выплаты, как оплата дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом, так как такая оплата является предусмотренным трудовым законодательством случаем сохранения среднего заработка в рамках трудовых отношений. Ссылается на то, что судом при рассмотрении настоящего дела не были установлены обстоятельства, в связи с которыми обществом произведена дополнительная единовременная материальная помощь, являлась ли данная помощь следствием стихийных бедствий или каких-либо других чрезвычайных обстоятельств, а обществом не представлено в суд документов об установлении указанных обстоятельств.

Отзыв на апелляционную жалобу от ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» не поступил.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (начисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлены справка о проведенной выездной проверке от 21.04.2014, акт от 07.07.2014 № 039 006 14 АВ 0000299 и принято решение от 08.08.2014    № 039 006 14 РВ 0000299/1 о привлечении страхователя к ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 287 802 руб. 21 коп. Кроме того, названным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2011 –                  2013 годы в общей сумме 1 439 011 руб.  05 коп., а также пени в общей сумме 180 486 руб. 29 коп.

 В ходе проверки фондом установлено и в акте проверки зафиксировано, что в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ обществом в том числе занижена база:

- для начисления страховых взносов на дополнительно выплачиваемое в размере 50 % от установленного законодательством Российской Федерации единовременное пособие работникам, получившим трудовое увечье, в общей сумме 332 422 руб. 54 коп., в том числе за 2011 год – на 133 037 руб. 52 коп.,  за 2012 год – на 140 326 руб.17 коп.,  за 2013 год – на 59 058 руб. 85 коп.;

- для начисления страховых взносов на выплаты, осуществляемые в связи с оплатой дополнительных выходных дней, предоставляемых лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, за 2011 год в сумме                 245 673 руб. 06 коп.;

- для начисления страховых взносов за 2011 – 2013 годы на суммы неправомерно начисленных и выплаченных суточных при однодневных командировках работникам, на общую сумму 118 050 руб., в том числе за             2011 год – на 15 850 руб., за 2012 год – на 46 050 руб., за 2013 год – на               56 150 руб.

Не согласившись с названным решением в указанной части, общество оспорило его в судебном порядке.

По мнению управления, поскольку спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, то они подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не предусмотрены частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное  страхование и у учреждения не имелось правовых оснований для включения указанных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов.

Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что спорные выплаты, произведенные работникам общества, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон                № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Согласно статье 20 Закона № 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Доводы управления о том, что выплаты, осуществляемые в связи с оплатой дополнительных выходных дней, предоставляемых лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, подлежат обложению страховыми взносами, правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.

Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А05-13830/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также